июля
2021
Илья Шенгелия в РБК PRO анализирует новые правила госконтроля
С 1 июля 2021 года обновилось законодательство о госконтроле. Власти проверят, насколько добросовестно бизнес следит за отсутствием взяток и других нарушений среди сотрудников.
Илья Шенгелия, менеджер проектов VEGAS LEX — о том, как повернуть проверки в свою пользу.
Согласно новым правилам госконтроля (Федеральный закон № 248-ФЗ) контролирующие органы теперь будут обращать внимание на меры, с помощью которых бизнес снижает свои регуляторные риски — предотвращает нарушения и сопутствующий вред. С учетом эффективности этих мер будет оцениваться добросовестность бизнеса. Таким образом, в поле зрения госконтроля попадут корпоративные системы управления рисками и внутреннего контроля, обеспечивающие соответствие законодательству, то есть системы комплаенса.
Организовать такие системы для соблюдения любого законодательства обязаны лишь некоторые типы компаний, например публичные акционерные общества, банки и страховщики. Для большинства представителей бизнеса необходимо снижать риски нарушения законодательства только в отдельных сферах, например в рамках внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни или антикоррупционного комплаенса. Первую из этих систем обязательно организовывать во исполнение законодательства о бухучете, вторую — законодательства о противодействии коррупции.
Ряд законов прямо указывает на добровольность снижения регуляторных рисков в некоторых сферах. Это, к примеру, касается антимонопольного комплаенса. Согласно законодательству о защите конкуренции бизнес вправе, но не обязан интегрировать эту систему в структуру своего управления.
Для тех компаний, которые уже активно практикуют комплаенс, реформа госконтроля поможет упростить, а следовательно, удешевить его механизмы и снизить таким образом затраты на соблюдение законодательства. Остальных представителей бизнеса реформа должна подтолкнуть к тому, чтобы задуматься об интеграции комплаенса в систему своего управления: структурированный подход к исполнению законов сократит для них сопутствующие траты.
Некоторые инструменты требуют еще дополнительного регулирования и доступны не для всех видов госконтроля, но уже сейчас бизнес с их помощью может снизить расходы на соответствие законам. Такого эффекта возможно добиться, последовательно предприняв ряд следующих действий.
1. Организовать оценку рисков нарушения законодательства
Такая оценка покажет, какие регуляторные риски в действительности существуют у компании и насколько они опасны для ее бизнес-целей. В результате компания не будет отвлекаться на требования, которые она не способна нарушить даже гипотетически, и сконцентрирует свои усилия на наиболее проблемных зонах. Это приведет к методически обоснованному и рациональному расходованию ресурсов на соблюдение законодательства.
Для того чтобы оценить свои риски, следует разрешить три вопроса:
-
какие требования компания вообще обязана соблюдать;
-
насколько вероятно, что компания их нарушит;
-
будут ли последствия для компании критичными.
Такое исследование довольно трудозатратно. В массиве обширного регулирования необходимо выбирать только те требования, которые применимы к компании, постоянно отслеживать изменения этих требований, а также практику их применения в самой компании и в компаниях с аналогичными видами деятельности. Также оценка рисков потребует консультаций с экспертами в соответствующих областях регулирования.
На основании полученных данных следует определять распространенность нарушений на практике, типичные условия, которые способствуют нарушениям, а также тяжесть последствий. Все это необходимо выяснить, чтобы выявить риски и определить их существенность относительно друг друга.
Полностью избавиться от таких расходов при организации систем комплаенса не получится. Оценка закладывает основу для дальнейшего управления рисками: показывает, какие именно риски необходимо снижать и какими методами этого лучше добиваться с учетом их уровней. Именно поэтому оценка рисков — это неотъемлемая часть любой системы комплаенса. Если компания не будет проводить такую оценку, госорганы не признают, что комплаенс реализуется на практике.
Реформа госконтроля поможет бизнесу сократить расходы на выполнение всех этих мероприятий. Обширный анализ данных, который раньше для оценки рисков приходилось выполнять персоналу компании, теперь проведут органы госконтроля. Они будут публиковать в своих информационных ресурсах сведения о критериях рисков причинения вреда, о нормативных актах, соблюдение которых может быть предметом проверки, а также о результатах анализа практики рассмотрения соответствующих дел и споров.
Персоналу компании больше не придется самостоятельно анализировать эти данные. Достаточно лишь определить органы госконтроля, которые гипотетически могут проверять компанию, промониторить публикуемые ими сведения и провести несложные расчеты для измерения рисков.
Например, алгоритм оценки риска с помощью сведений госорганов может выглядеть так.
Компания видит, что к ней применима норма закона, которую госорган опубликовал в качестве предмета проверки. Следовательно, компания гипотетически может нарушить эту норму. Так компания выявила свой регуляторный риск — риск нарушения конкретной нормы.
Согласно анализу практики, которую опубликовал госорган, эта норма нарушается довольно часто из-за недостатка знаний у работников компаний-нарушителей. Поэтому, если компания не обучила своих работников, вероятность нарушения закона для нее будет высокой.
Опубликованные госорганами анализ правоприменительной практики и критерии рисков показывают, что деятельность нарушителей, как правило, приостанавливают в принудительном порядке. Это говорит о существенности последствий для компании в случае реализации риска.
Высокая вероятность и существенность последствий в совокупности свидетельствуют о критичности риска для компании, поэтому ей стоит обратить на него особое внимание.
Это базовый, упрощенный механизм расчета. С развитием системы комплаенса и наработки опыта компания может использовать более сложные методы оценки и дополнительные источники информации, например методы таксономии и библиотеки типовых отраслевых рисков, которые ведут для своих членов некоторые ассоциации.
2. Целенаправленно снижать свои риски
На основе результатов оценки необходимо предпринять меры по управлению рисками: снизить их уровень или застраховать свою ответственность. Новые правила госконтроля предусматривают инструменты, которые позволят реализовать и эти механизмы.
Компания, чтобы снизить свой риск, может смягчить его факторы и последствия: устранить возможные причины нарушений и предотвратить вероятный вред.
Причинами нарушений часто выступают недостаток мотивации персонала, ресурсов для исполнения законов, а также информации о том, какие именно требования и как должны соблюдаться. Практика показывает, что работники компании в подавляющем большинстве случаев допускают нарушения законодательства не из-за злого умысла, а потому что элементарно не знают, как именно необходимо действовать в стандартных ситуациях. Причиной здесь может быть не только недостаток квалификации, но и, к примеру, пробелы в законодательстве, противоречивость практики его применения, а также запутанность внутренних требований самой компании.
Чтобы устранить эти факторы нарушений, потребуется помощь квалифицированных специалистов в соответствующих областях законодательства. Их задача — показать работникам компании, которые не обладают юридическим образованием, какие именно требования им необходимо соблюдать в зависимости от трудовой функции, каким образом это следует делать и какое поведение будет признаваться неправомерным. Всю это информацию желательно сформировать в понятном и наглядном виде, а также донести до сведения персонала, действия которого могут привести к нарушениям закона.
С решением именно этой задачи помогут справиться органы госконтроля: помимо нормативных требований и практики их применения, они будут публиковать также сведения об изменениях в регулировании и, что наиболее полезно, методические руководства по соблюдению обязательных требований. Кроме того, у бизнеса появилась возможность до совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства, запрашивать соответствующие консультации у регуляторов.
В результате компании придется тратить меньше времени на самостоятельное обобщение необходимой информации. Возможно просто собирать актуальные для себя сведения на информационных ресурсах госорганов и своевременно предоставить их своему персоналу.
Например, по итогам оценки рисков компания определила, что вероятность нарушения конкретной нормы законодательства для нее является высокой, потому что персонал, который обязан выполнять требования этой нормы, не ознакомлен с последними изменениями в регулировании и практикой ее применения. Чтобы снизить этот риск, компании достаточно разослать работникам опубликованные госорганами сведения об изменении актуальных требований и под роспись ознакомить персонал с методикой реализации этих норм. Если этого недостаточно, возможно также запросить разъяснения у соответствующего органа контроля. Таким образом компания устранит фактор нарушения, снизит его вероятность и, как следствие, существенность риска.
Помимо этого, для снижения затрат компания может использовать другие механизмы управления регуляторными рисками:
- самостоятельно регламентировать процессы, подверженные рискам;
- стандартизировать и автоматизировать соответствующие операции, чтобы упростить их выполнение и исключить человеческий фактор.
Снижению вреда от нарушений законов будет способствовать, к примеру, страхование ответственности и активное взаимодействие с органами контроля по вопросам устранения последствий нарушений.
3. Организовать внутренний контроль
Это еще один неотъемлемый элемент любой системы управления рисками. Задача внутреннего контроля в том, чтобы компания самостоятельно смогла проверить, исполняются ли требования законодательства и комплаенса на практике, а также оценить, достигаются ли в результате этого запланированные цели — является ли комплаенс эффективным.
Если компания организует такие механизмы в системе своего управления, то снизит внимание со стороны органов госконтроля и избавится от лишних проверок. Это сократит затраты бизнеса на сопровождение госконтроля — персонал будет меньше отвлекаться на непрофильные функции.
Органы госконтроля будут обращать внимание на то, как бизнес организовывает внутренний контроль, чтобы распределить компании по категориям. Учитываться также будут вероятность и тяжесть потенциального вреда. Чем меньше категория рисков, тем меньше интенсивность проверок.
Новые правила госконтроля предусматривают инструменты, которые помогут бизнесу организовать и эти механизмы комплаенса:
- возможность самообследования при поддержке органов госконтроля;
- допустимость негосударственных форм контроля со стороны саморегулируемых организаций и независимых аккредитованных организаций;
- возможность добровольной сертификации и применения проверочных листов.
Эффективность комплаенса определяется динамикой его результатов, например снижением количества выявляемых нарушений, жалоб на компанию и проверок со стороны госорганов. Такой анализ также понизит расходы на соответствие законам: продемонстрирует слабые места, требующие больших усилий, и нерациональные траты, которые возможно безболезненно сократить.
4. Обеспечить регулярность комплаенса
Компании желательно сформировать доказательства того, что она реализует комплаенс не от случая к случаю, а регулярно. Иначе будет сложнее защититься от необоснованных претензий, что повлечет дополнительные расходы.
Так, компания признается виновной в административном правонарушении, если не предприняла все доступные меры, чтобы его предотвратить. Поэтому систематическое снижение регуляторных рисков при определенных условиях позволит ссылаться на то, что вина компании в правонарушении отсутствует. Также это поможет повлиять на размер санкций: выступить в качестве смягчающего обстоятельства или стать поводом для снижения штрафа ниже низшего предела, что уже практикуется административными органами.
Благодаря систематическому снижению регуляторных рисков от необоснованных претензий сможет защититься также и руководство компании. Суды признают, что с директора могут быть взысканы убытки, если компания привлечена к административной ответственности из-за его недобросовестного поведения. Практика комплаенса продемонстрирует, что действия менеджмента были разумными.
Если компания будет самостоятельно, без помощи органов контроля, управлять регуляторными рисками, это потребует довольно значительных постоянных трудозатрат.
Например, государственные органы рекомендуют проводить оценку рисков как минимум один раз в год, а также, помимо этого, каждый раз, когда меняется применимое к компании законодательство или она начинает новые виды деятельности. Для выполнения такой работы без помощи органов госконтроля потребуется несколько штатных юристов, для которых оценка регуляторных рисков в зависимости от размеров компании может стать основной функцией.
Чтобы сократить такие расходы, целесообразно организовать постоянный систематический мониторинг информационных ресурсов органов госконтроля и активно использовать публикуемую на них информацию. При этом комплаенс желательно реализовывать на плановой основе и фиксировать достигнутые результаты — прогресс в реализации планов по оценке рисков, исполнению мероприятий по снижению рисков и внутреннему контролю.
Регулярное обращение к информационным ресурсам органов госконтроля за необходимой информацией подтвердит системность работы по снижению регуляторных рисков и, соответственно, добросовестность бизнеса.
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке,
а также на сайте издания РБК PRO.
С перечнем услуг фирмы в области взаимодействия с государственными органами можно ознакомиться здесь.