мая
2015
В тиши ночной
Коллектив авторов, VEGAS LEX
В последнее время в средствах массовой информации дискутируется вопрос о том, что с 1 июля 2015 г. вступает в силу запрет на работу предприятий в ночное время в помещениях жилых домов. Также указывается, что запрет был принят якобы "в рамках новых требований к СНиП "Здания жилые и многоквартирные" от 26 декабря 2014 г. и распространяется на все предприятия. И от запрета могут пострадать рестораны, аптеки и региональные торговые сети".
Предлагается разобраться детальнее в правовых нормах и понять, в каких случаях возможны такие серьезные последствия для бизнеса, а в каких действия органов власти будут незаконными, а, следовательно, успешно обжалованы в суде.
Правовое регулирование
26 декабря 2014 года Постановлением Правительства РФ № 1521 был утвержден перечень национальных стандартов и свода правил (далее – Перечень), которые должны соблюдаться для обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Техническому регламенту "О безопасности зданий и сооружений"[1] (далее – Закон).
Исходя из смысла статьи 6 Закона следует, что в указанный выше Перечень включаются минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). В Перечне должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения. Требования Перечня являются обязательными для применения на указанных стадиях, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Далее, приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 138/пр утверждены Методические рекомендации по применению Перечня. Указанным актом определен порядок применения Перечня, требования которого должны соблюдаться, в том числе для надзора на стадии эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом указано, что положения документов в области стандартизации, включенных в Перечень, не являются обязательными применительно к следующим зданиям и сооружениям вплоть до их реконструкции или капитального ремонта:
- к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до 1 июля 2015 года;
- к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или представленной на экспертизу до 1 июля 2015 года;
- к зданиям и сооружениям, в отношении проектной документации которых не проводится экспертиза и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до 1 июля 2015 года.
Далее обратимся непосредственно к Перечню. Пункт 38 Перечня ссылается на раздел 1 Свода правил 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"[2].
Во-первых, указанный Свод правил согласно пункту 1.1 распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
Во-вторых, пункт 4.10 Свода правил указывает, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.
Не допускается размещать:
- специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; помещения, в том числе магазины с хранением в них сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, товаров в аэрозольной упаковке, пиротехнических изделий;
- магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;
- специализированные рыбные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли, кроме складских помещений, входящих в состав общественных учреждений, имеющих эвакуационные выходы, изолированные от эвакуационных путей жилой части здания (правило не распространяется на встроенные автостоянки);
- все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч[3]; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м2); бани;
- предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино;
- прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 м2; общественные туалеты, учреждения и магазины ритуальных услуг; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;
- производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе:
- пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ);
- зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории;
- диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник: травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии;
- рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты.
Таким образом, имеет место следующая конструкция: "допускается размещение объектов, кроме тех, которые оказывающих вредное воздействие на человека".
Практика применения пункта 4.10 Свода правил
Необходимо отметить, что принятие Постановления Правительства РФ № 1521 само по себе не означает, что надзорные органы только с 01 июля 2015 г. (с даты его вступления в силу) начнут применять пункт 4.10 Свода правил в своей практике.
Применение мер ответственности за нарушение Свода правил само по себе на образует состав административного правонарушения. При этом, анализ судебной практики последних лет подтверждает, что указанная норма в совокупности в том числе с нормами о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемическом благополучии граждан, применялась к хозяйствующим субъектам и до принятия Постановления Правительства № 1521.
Так, например, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу № А33-10901/2014 по делу о признании недействительным предписания органа пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности помещений магазина по продаже автомобильных шин, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара суды удовлетворили требования хозяйствующего субъекта указав, что рассматриваемые Свод правил и Строительные нормы и правила устанавливают требования пожарной безопасности в главе 7 "Пожарная безопасность". Нахождение пункта 4.10 в главе 4 "Общие положения" не свидетельствует о наличии у ответчика права устанавливать нарушения, указанные в оспариваемом предписании, так как названный пункт СП 54.13330.2011 и СНиП 31-01-2003 содержит прямое указание на запрет размещения производств в жилых зданиях, оказывающих вредное воздействие на человека, а не требования пожарной безопасности.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г. по делу № А56-50274/2014 разрешено дело между индивидуальным предпринимателем и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о запрете осуществлять деятельность по реализации продовольственных товаров населению. По данному делу нарушение пункта 4.10 Свода Правил было установлено на ряду с другими нарушениями Санитарных правил при продаже продуктов питания. Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (ст. 1065 ГК РФ), должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить. При этом такие доказательства должны быть представлены лицом, обратившимся в суд с соответствующим иском. Доказательств неустранимости таких нарушений, как осуществление загрузки продуктов со стороны двора жилого дома, под окнами жилых квартир; круглосуточный режим работы магазина, расположенного на 1 этаже; а также создание угрозы причинения вреда этими нарушениями или нежелания их устранить истцом в материалы дела не представлено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г. по делу № А56-45718/2014 рассмотрено дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности) за продажу на первом этаже жилого многоквартирного дома легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, товаров в аэрозольной упаковке в помещении жилого дома. Суд апелляционной инстанции подтвердил, что продажа лака для волос не является торговлей горючими веществами в аэрозольной упаковке, и ее нельзя рассматривать как торговлю легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами, поскольку данные товары относятся к разным группам.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 от 22 октября 2013 г. по делу № А56-22149/2013 рассмотрено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о запрещении обществу осуществлять деятельность по реализации продовольственных товаров населению в магазине, размещенном на первом этаже жилого дома. В данном разбирательстве суд указал, что Общество предприняло все действия, необходимы для устранения нарушения санитарного законодательства, в том числе изменив график приемки грузов в магазин и использования погрузочных телег, издающих шум, который без проведения замеров, по мнению контрольного органа, мог повлечь причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме.
Вместе с тем, существует и отрицательная для хозяйствующих субъектов судебная практика.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу № А27-12022/2013, подтвержденным ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2014, разрешен спор о признании незаконным пункта постановления администрации в части отказа в предоставлении разрешения на условно развешенный вид использования земельного участка и частей объекта капитального строительства; обязании принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и частей объекта капитального строительства для размещения встроенного в многоквартирный жилой дом кафе. Судебная инстанция со ссылкой на нормы статей 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, возражений жителей дома в ходе общественного обсуждения признала обоснованным действия органа власти.
Суд признал несостоятельной ссылку общества о том, на тот факт, что данным Сводом правил не регулируются правоотношения, связанные с организацией общественного питания, и необходимо наличие совокупности признаков (с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино) является несостоятельной. Функционирование бара-ресторана до двух часов ночи является нарушением прав жителей на нормальные условия проживания. Ссылка заявителя на то обстоятельство, что вновь установленные требования не могут применяться при эксплуатации помещений общественного назначения в жилых зданиях, возведенных до их введения, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2013 г. по делу № А03-11705/2012 рассмотрено заявление общества о признании недействительным предписания Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Суд занял по этому делу формальную позицию, применив прямо запрет, установленный пунктом 4.10 Свода правил и норм Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии, к пункту 4.10 Свода правил обращаются органы государственной власти при досрочном расторжении договоров аренда. Так, постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционной суда от 28 апреля 2014 г. по делу № А05-9950/2013 удовлетворено заявление муниципального образования о расторжении долгосрочного договора аренды нежилого помещения для размещения кафе. Одним из оснований искового заявления являлось нарушение обязательства арендатора по соблюдению общественного порядка в арендуемых помещениях, подтвержденные жалобами жильцов на нарушение тишины и покоя в ночное время (с 23 час. до 6 час.) в результате громкого воспроизведения музыкальных произведений на аппаратуре, находящейся в арендуемых кафе, а также шума, исходящего от его посетителей и работников.