февраля
2016
Новеллы антимонопольного регулирования
Полякова_эж-Юрист_Новеллы антимонопольного регулирования_02.2016
Скачать файлФайл добавлен | 04.02.2016 |
Презентация | .pdf (241 Кб) |
Федеральный закон от 08.03.2015 № 45-ФЗ "О внесении изменений в статью 178 УК РФ". В результате принятия указанного Закона количество нарушений антимонопольного законодательства, которые потенциально могут повлечь привлечение к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ, значительно сократилось:
– исключена уголовная ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность только за ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения;
– в 10 раз повышены значения, соответствующие доходам в крупном и особо крупном размере, а также крупному и особо крупному ущербу, являющимся необходимыми условиями для привлечения лица к уголовной ответственности.
Таким образом, после принятия Закона риск привлечения к уголовной ответственности сохраняется только для случаев заключения картельных соглашений, повлекших извлечение дохода в крупном (более 50 млн руб.) или особо крупном (более 250 млн руб.) размере, либо причинение ущерба в крупном (более 10 млн руб.) или особо крупном (более 30 млн руб.) размере.
Закон вступил в силу 20.03.2015.
Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ". Указанный Закон, также известный как четвертый антимонопольный пакет, внес ряд существенных изменений в антимонопольное регулирование:
– Правительству РФ предоставлена возможность утверждения правил недискриминационного доступа (ПНД) для субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном рынке с долей более 70% и не являющихся субъектами естественной монополии (ранее такие правила могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий). ПНД могут быть утверждены, если такой субъект допустил злоупотребление доминирующим положением, что подтверждено вступившим в законную силу решением антимонопольного органа.
Целью введения ПНД является предупреждение создания дискриминационных условий. Для этого ПНД должны будут включать, в частности, перечень информации, которую должен раскрывать хозяйствующий субъект и порядок ее раскрытия, существенные условия договоров о предоставлении доступа к товарам и (или) соответствующие типовые договоры, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. В ПНД также может быть включено условие об обязательной продаже товара на торгах;
– расширено понятие картеля: теперь им также может быть признано соглашение между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном рынке (картель покупателей);
– уточнены положения о допустимости вертикальных соглашений. Ранее не могло быть признано допустимым соглашение, если доля одной из его сторон на любом товарном рынке превышала 20%. В соответствии с внесенными изменениями вертикальное соглашение является допустимым, если доля каждого из его участников на товарном рынке товара, являющегося предметом соглашения, не превышает 20%;
– отменено ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%. Значение указанного реестра заключалось в том, что доля хозяйствующего субъекта презюмировалась равной указанной в реестре. Кроме того, требовалось согласование с антимонопольным органом в рамках контроля за экономической концентрацией сделок, участником которых являлось лицо, включенное в реестр, вне зависимости от размера активов и выручки участников сделки. В то же время большинство компаний, включенных в реестр, являлись представителями малого и среднего бизнеса, тогда как ряд крупнейших компаний, занимающих значительную долю определенного рынка, в реестре не числились. Таким образом, отмена реестра будет способствовать значительному снижению административного бремени и освобождению антимонопольных органов от большого объема технической работы;
– существенно ограничена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, если его доля не превышает 35%. Она сохранена только для случаев коллективного доминирования и случаев, прямо определенных законом. Таким образом, положение лица, которое может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, но доля которого составляет не более 35%, как правило, больше не может быть признано доминирующим;
– уточнено, что злоупотреблением доминирующим положением может признаваться не любое ущемление интересов других лиц, а только такое, которое имело место в сфере предпринимательской деятельности или касалось неопределенного круга потребителей. Таким образом, исключается возможность признания злоупотреблением доминирующим положением действий, касающихся интересов отдельных потребителей;
– существенно расширен круг правонарушений, привлечение к административной ответственности за которые невозможно без выдачи предупреждения. Раньше круг таких правонарушений включал только злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания условий договора (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в форме отказа/уклонения от заключения договора (п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). После вступления в силу четвертого антимонопольного пакета выдача предупреждений будет обязательна также для злоупотребления доминирующим положением в форме необоснованного установления различных цен на один и тот же товар и в форме создания дискриминационных условий. Кроме того, предупреждения должны будут выдаваться в отношении отдельных форм недобросовестной конкуренции и актов/действий органов, наделенных властными полномочиями, ограничивающих конкуренцию;
– Предусмотрено создание коллегиальных органов в ФАС России, которые будут осуществлять дачу разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства, а также пересмотр решений территориальных антимонопольных органов, если они нарушают единообразие в применении антимонопольного законодательства.
Закон вступил в силу 05.01.2016.