марта
2016
Гордость и предубеждение
Получите, распишитесь
ФАС России вынесла предупреждение в адрес Минздрава России "О прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" 29 февраля. По мнению антимонопольщиков, Минздрав неправильно интерпретирует п.6.1 Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП (Постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010).
Пункт 6.1 правил появился 15 сентября 2015 г. (Постановление Правительства РФ № 979). Он должен был значительно упростить процесс внесения ряда изменений в реестр предельных цен. Например, Минздрав был обязан менять наименование производителя (производственной площадки) ЛП исключительно на основании заявления владельца регистрационного удостоверения, без согласования с ФАС, с сохранением последней зарегистрированной цены. Тем не менее Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ этому правилу не следовал и интерпретировал пункт иначе.
В службе посчитали, что такое поведение Минздрава — нарушение антимонопольного законодательства, а именно п.2 ч.1 ст.15 ФЗ-135 "О защите конкуренции" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований). ФАС обязал Минздрав рассмотреть все заявления держателей регистрационных удостоверений и внести соответствующие изменения в реестр до 18 марта 2016 г. Если предупреждение не будет выполнено, представители ФАС намерены возбудить дело против Минздрава.
На момент сдачи номера в печать Минздрав на запрос "ФВ" не ответил.
Будет дело
Возможность выдачи предупреждения государственным органам была предоставлена ФАС на основании "четвертого антимонопольного пакета"(вступил в силу 05.01.2016 г.), рассказала "ФВ" юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Юлия Полякова. До этого ФАС могла возбудить дело по ст.15 ФЗ-135 непосредственно после выявления признаков правонарушения. Теперь обязательным предварительным условием для этого является выдача предупреждения и его неисполнение со стороны государственного органа.
"В случае, если Минздрав не выполнит предупреждение, в течение 10 рабочих дней ФАС обязана возбудить дело. Если антимонопольный орган установит, что действия Минздрава привели или могли привести к ограничению конкуренции, то ФАС вправе выдать предписание о прекращении нарушения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также привлечь должностных лиц Минздрава к административной ответственности", — пояснила г-жа Полякова.
Она также заметила, что антимонопольные органы довольно часто применяют ст.15 ФЗ "О защите конкуренции". Но в основном к ответственности привлекаются региональные органы и органы местного самоуправления. Дела в отношении федеральных органов возбуждаются редко.
"Посмотрим, насколько действия ФАС окажутся эффективными. В данной ситуации все стороны заинтересованы в том, чтобы вопрос был как-то решен", — прокомментировал ситуацию зам. генерального директора STADA CIS Иван Глушков. Он предположил, что, если процедура все-таки принесет результат, в ближайшее время профсообщество сможет наблюдать еще несколько предупреждений от ФАС к Минздраву.
Озвучание
Стоит заметить, что проблему невыполнения Минздравом п.6.1 озвучила 27 января Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM). Организация обратилась с соответствующим письмом в Правительство РФ.
"Мы не от хорошей жизни были вынуждены обратиться в правительство. Все иные попытки каким-то образом достучаться до ведомства не приводили ни к каким результатам. Причем обращение и последующие обсуждения ситуации на уровне ведомств все равно не дали никаких результатов. Несмотря на то, что даже в самом Минздраве правовой департамент разделяет позицию ФАС. В итоге предупреждение было вынесено после того, как Минздрав заверил, что внесет коррективы в свои действия, но не сделал этого. Мы не понимаем, почему ведомство, уполномоченное правительством обеспечивать доступность ЛП, делает это столь экстравагантным способом. В целом хочу заметить, что мы никакого удовлетворения не испытываем в этой ситуации. Только сожаление и печаль", — сообщил директор AIPM Владимир Шипков.
Российские производители также столкнулись с невозможностью внесения изменений в реестр, заверяет генеральный директор Ассоциации российских производителей (АРФП) Виктор Дмитриев: "Позиция Минздрава, которая в данном случае не позиция ведомства, а позиция одного конкретного чиновника — Арсалана Гармаевича Цындымеева, слишком настороженная. Ожидание криминала на ровном месте. А сегодня не та ситуация, чтобы создавать такие препоны производителям".