ноября
2016
Перспективы СПИК в фармацевтическом секторе
Борзова_эж-Юрист_Перспективы СПИК в фармсекторе_11.2016
Скачать файлФайл добавлен | 11.11.2016 |
Презентация | .pdf (606 Кб) |
Как работает
В соответствии со СПИК инвестор в предусмотренный контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. В свою очередь Российская Федерация или субъект РФ в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ на момент заключения СПИК.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (далее – Постановление № 708) заключение СПИК возможно в отношении следующих типов инвестиционных проектов: проекта по созданию или модернизации производства промышленной продукции; проекта по внедрению наилучших доступных технологий в соответствии с законодательством об охране окружающей среды; проекта по освоению производства промышленной продукции, отнесенной к промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов. Постановление № 708 устанавливает, что размер вложений в инвестиционный проект, реализуемый в рамках СПИК на федеральном уровне, должен составлять не менее 750 млн руб.
В соответствии с Постановлением № 708 СПИК заключается на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль, увеличенному на 5 лет. Однако общий срок действия СПИК не может превышать 10 лет. В течение данного периода инвестор или иное указанное в СПИК лицо становятся получателями законодательно установленных мер стимулирования. Конкретный перечень применяемых стимулирующих мер в Постановлении № 708 не закреплен и подлежит отдельному согласованию.
В результате заключения СПИК инвестор получает возможность организовать новое производство или расширить уже существующее в наиболее благоприятных экономических условиях. К числу таких условий относятся защита от регуляторных рисков, которые могут возникнуть вследствие изменения законодательства (за исключением изменений, вносимых во исполнение международных договоров и нормативных актов ЕАЭС), и гарантии стабильности совокупной налоговой нагрузки в течение срока действия СПИК.
Преференции в госзакупках
С 1 сентября 2016 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые расширили перечень преференций для инвестора по СПИК.
Согласно ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право назначить инвестора по СПИК или иное лицо, осуществляющее создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории РФ в соответствии со СПИК, единственным поставщиком указанного товара. Однако получение статуса единственного поставщика возможно только при соблюдении ряда условий.
Так, стороной по СПИК должна выступать Российская Федерация (Российская Федерация наряду с субъектом РФ и (или) муниципальным образованием). Предусмотренный СПИК объем инвестиций в производство товара должен превышать 3 млрд руб.
Помимо этого, срок предоставления производителю товара права выступать в качестве единственного поставщика ограничивается сроком действия СПИК. Производитель вправе рассчитывать на продление такого срока на один год при выполнении плана по экспорту (объем экспортированного в течение одного календарного года товара должен быть равен или превышать 10% товара, произведенного в течение указанного календарного года).
Статья 111.3 Закона № 44-ФЗ устанавливает ограничения на объем товара, который может реализовываться единственным поставщиком ежегодно. Такое ограничение составляет 30% от общего объема продукции, производимой в рамках СПИК за календарный год.
Важно отметить, что в ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ заложены рамочные нормы в отношении ценообразования на товары, закупаемые у единственного поставщика. Но в настоящий момент до конца неясно, как подзаконные акты, раскрывающие данные нормы, будут состыкованы с регулированием цен на жизненно важные препараты и инициативами о референтном ценообразовании при закупках лекарственных средств.
Статьей 111.4 Закона № 44-ФЗ закрепляется новый вид государственного контракта, предусматривающий принятие производителем инвестиционных обязательств в размере не менее 1 млрд руб. по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ (далее – Государственный инвестконтракт). Государственный инвестконтракт заключается между инвестором и органом исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса на срок, не превышающий 10 лет.
Регуляторные подходы в отношении возможности наделения инвестора по СПИК и инвестора по Государственному инвестконтракту статусом единственного поставщика, описанные в ст. 111.3 и 111.4 Закона № 44-ФЗ, в целом схожи между собой. Однако в отличие от СПИК объем товара, который может быть реализован единственным поставщиком, заключившим Государственный инвестконтракт, не ограничен максимальным порогом. Помимо этого, для лекарственных препаратов, произведенных в рамках Государственного инвестконтракта, предусматриваются отдельные исключения из общих правил осуществления закупок, например, в части описания предмета закупки.
Выводы и рекомендации
Эффективность и инвестиционная привлекательность СПИК для фармацевтической отрасли требует тщательного анализа. Прежде всего необходимо учитывать, что на основании ст. 111.3 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить нескольких производителей однородных или идентичных товаров в качестве единственных поставщиков, а в соответствии со ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ орган государственной власти субъекта РФ может заключить в регионе несколько Государственных инвестконтрактов по созданию или модернизации и (или) освоению производства однородных либо идентичных товаров. В дополнение к этому до конца не разрешенными остаются вопросы с определением локального статуса препарата, который может производиться в рамках СПИК или Государственного инвестконтракта, а также вопросы определения препарата-аналога.
В настоящий момент ведутся обсуждения о возможном точечном изменении регулирования СПИК в целях повышения привлекательности данного механизма для фармацевтических производителей. Такие поправки потребуют детальной проработки, а также открытого диалога между индустрией и ответственными за регулирование локализации органами исполнительной власти.