марта
2015
Кто крайний по качеству
Входящая в "Россети" Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК) требует отмены процедуры обязательной сертификации качества электроэнергии, которое ей вменяют в обязанность. Нормативная база, устанавливающая ответственного за качество, выпущена до энергореформы, и теперь непонятно, кто крайний в цепочке ответственности. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что сети, в Минэнерго — что не сети, суды колеблются между энергосбытами и сетями, а потребители просто требуют поддержания качества силами энергетиков.
Во вторник арбитражный суд Москвы отменил предписание УФАС по Московской области в отношении входящей в "Россети" МОЭСК провести сертификацию качества электроэнергии и признал незаконным оборотный штраф в размере 660 млн руб. Но в ФАС отмечают, что само решение о том, что сеть должна проводить сертификацию качества, осталось в силе и не обжаловалось. "То есть решение о том, что сеть должна отвечать за качество электроэнергии, является законным и обоснованным",— подчеркивает начальник управления контроля электроэнергетики ФАС Виталий Королев.
Качество электроэнергии выражается в ряде параметров, в том числе в отсутствии отклонений частоты или напряжения. Нормативные акты, в том числе ФЗ "О техрегулировании" и единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливают, что электроэнергия ей подлежит. Но решения об ответственности за качество принимались еще до реформы электроэнергетики и ее разделения по видам деятельности. "Вопрос недостаточно урегулирован в нормативных актах,— говорит управляющий партнер VEGASLEX Александр Ситников.— В частности, как установлено еще приказом Минтопэнерго 1998 года, ответственность за качество несет энергоснабжающая организация, которая как класс, по сути, давно отсутствует".
При этом, добавляет юрист, существует механизм сертификации электроэнергии, и "появляется новый старый субъект административного контроля теперь и качества электроэнергии — ФАС, которая по факту формирует новый состав правонарушения: ответственность за несертификацию электроэнергии". "Суды различных округов по-разному оценивали надлежащего субъекта ответственности за несертификацию,— говорит господин Ситников,— сбытовые или сетевые компании". Но сбыты не имеют права владеть распределительными сетями, где необходимо сертифицировать качество, отмечается в заключении Института государства и права РАН (есть в распоряжении "Ъ").
Процедура сертификации небесплатна. Ее проводят специально аккредитованные структуры, стоимость их услуг не регулируется и может различаться на порядок. В "Россетях" говорят, что в 2006-2015 годах потратили на сертификацию около 4 млрд руб. В МОЭСК добиваются полной отмены сертификации. "Эта процедура бесполезна с технической точки зрения, так как предполагает точечные измерения, на основании которых делается вывод о соответствии электроэнергии в энергосистеме в целом",— поясняют в компании. При этом, добавляют в МОЭСК, орган по сертификации при наличии жалоб на некачественную электроэнергию может изымать сертификаты, и дорогостоящую процедуру необходимо проходить снова.
Минэнерго согласно, что сертификация проблем не решает, а только приводит к удорожанию электроэнергии для потребителя. Ответственность за качество при этом, добавляют в министерстве, должны нести все стороны, в том числе потребители. Сбыты соглашаются, что механизм нужно менять, но настаивают на закреплении ответственности за качество за сетями. "Отмена обязательной сертификации возможна, но ее необходимо заменить новым механизмом, в том числе путем создания системы ответственности сетевых организаций перед потребителями и регулирования выручки сетей в зависимости от надежности электроснабжения",— говорят в НП гарантирующих поставщиков и энергосбытов. Потребители считают обеспечение качества электроэнергии очень важным вопросом, но участвовать в его решении не готовы. Современное бытовое и производственное оборудование увеличивает требования к качеству электроэнергии, отмечает директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев, подчеркивая, что "обеспечивать качество на стороне энергосистемы для экономики проще и дешевле, чем на стороне потребителя".
Наталья Скорлыгина