July
2023
Дистанционная работа: предложения по оформлению
Alexander Sitnikov, Managing partner
Stanislav Matushov, Head of Public Law Disputes & Corporate Defense group
Natalia Abtseshko, Head of International projects group
Diana Bolevich, Associate, International Projects Group
Несмотря на то, что понятие дистанционного труда (глава 49.1) в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – "ТК РФ") закреплено еще в 2013 году, применение данного института не было так широко распространено, как в 2020 году в связи с принятием мер по противодействию новой коронавирусной инфекции, что потребовало от большинства работодателей быстрых решений, в том числе по урегулированию трудовых отношений с работниками.
Наличие очевидных преимуществ удаленной работы сформировало положительное отношение к дистанционному труду. Данный формат стал частью корпоративной культуры, а практика применения положений главы 49.1 ТК РФ существенно расширилась.
Указанное также послужило мощным триггером для усовершенствования российских норм права. Так, с 01.01.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях", которым существенно доработаны положения главы 49.1 ТК РФ.
Среди наиболее важных новелл этого закона следует указать такие, как установление порядка взаимодействия работодателя и работника, особенности организации труда и охраны труда дистанционного работника.
Несмотря на сложившийся опыт применения главы 49.1 ТК РФ, ее актуализацию, а также работу Министерства труда и социальной защиты РФ (далее – "Минтруд России") и Федеральной службы по труду и занятости (далее – "Роструд") по разъяснению соответствующих норм, работодатели, предлагая работнику работать дистанционно, не всегда верно применяют нормы права и не устанавливают порядок дистанционной работы.
Такая ситуация приводит к возникновению конфликтов с работниками, перерастающих в судебные споры, которые часто разрешаются не в пользу работодателя.
При этом указанные споры характеризуются в особенности тем, что они возникают на разных "стадиях" дистанционной работы: (i) при принятии работника на работу (или с момента установления фактических трудовых отношений с ним), (ii) при взаимодействии работодателя и работника во время работы, а также (iii) при увольнении такого работника.
В связи с таким разноплановым характером споров ниже приведены основные проблемы, с которыми сталкивается работодатель при установлении дистанционного характера трудовых отношений на основании актуальных позиций судов, а также соответствующие рекомендации к принятию внутренних актов, регулирующих дистанционную работу в деятельности организации.
Читайте в свежем материале: Дистанционная работа: предложения по оформлению
***
С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.