April
2005
Защита от штрафов в налоговых органах
Сollective of authors, VEGAS LEX
Действующее налоговое законодательство возлагает на налогоплательщиков множество различных обязанностей, за невыполнение которых Налоговый кодекс предусматривает меры ответственности в виде штрафов, часто весьма существенных. Между тем, это же законодательство предоставляет возможность в ряде случаев либо вообще избежать штрафа, либо ощутимо его уменьшить.
Именно об этих возможностях пойдет речь. Необходимо сразу сделать оговорку о том, что согласно ч. 5 ст. 108 НК привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Это значит, что если налогоплательщику все-таки удастся каким-то образом отбиться от штрафа, то это еще не значит, что он освобождается от недоимки по налогу (если таковая имеется).
Согласно ч. 7 ст. 114 НК налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) может обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции в течение шести месяцев. По общему правилу, этот срок начинается со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ч. 1 ст. 115 НК РФ). Это правило применяется даже в том случае, если после составления акта налоговой проверки ИФНС выносит решение не о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако если правоохранительными органами рассматривался вопрос о привлечении руководителя организации к уголовной ответственности, и в возбуждении дела было отказано, или дело было возбуждено, но впоследствии прекращено, то срок исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 115 НК РФ).
Если ИФНС пропустит шестимесячный срок, то она окончательно и бесповоротно утрачивает возможность взыскать штраф пусть даже с провинившегося налогоплательщика. Для того чтобы над предприятием не висела угроза обнаружения налогового правонарушения бесконечно, статья 113 НК дает ИФНС три года на его обнаружение со дня совершения, а для неуплаты налога и нарушения правил учета — со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
Но даже в случае, если шестимесячный срок ИФНС не пропущен, существуют иные ресурсы для защиты от штрафа. Налоговое законодательство не без основания считается самым запутанным и противоречивым в российской правовой системе. Как показывает практика, ошибки в его применении налогоплательщики часто допускают вовсе не из желания что-то утаить от государства, а потому что заблудились в лабиринтах безразмерных кодексов, законов, постановлений, разъяснений, методических указаний, откуда не могут найти правильный выход.
Поэтому при разработке действующего НК в него была включена редкая по своему гуманизму норма, объявившая невиновным в совершении налогового правонарушения всякого налогоплательщика, допустившего подобное правонарушение, руководствуясь предоставленными ему финансовыми или другими уполномоченными государственными органами или должностными лицами письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 3 ч. 1 ст. 111 НК). Вся «прелесть» этого правила в том, что оно действует независимо от законности разъяснения.
Высший арбитражный суд РФ указал судам на необходимость исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (или его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица. При этом к разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При применении этой нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Так, по одному из дел ИМНС была проведена проверка ОАО, по результатам которой фирме были начислены налоговые санкции за неправильную уплату НДС в виде штрафа на сумму 1 195 012 руб. По заявлению ОАО арбитражный суд признал решение ИМНС в части штрафа недействительным, так как, уплачивая НДС, фирма руководствовалась разъяснениями, содержащимися в письмах МНС РФ, Управления МНС России по г. Москве, Департамента налоговой политики Минфина РФ, что в силу прямого указания ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину в совершении правонарушения.
Следует учесть, что в судебной практике прослеживается тенденция расширенного толкования п. 3 ч. 1 ст. 111 НК. Это выражается в том, что под «письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах» понимают не только письма, телеграммы и прочую корреспонденцию, но и, к примеру, нормы региональных законодательных актов.
Пример из практики Высшего арбитражного суда РФ: ИМНС провела выездную проверку по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах некоего АО. Проверкой выявлено, что фирма не уплатила более 300 000 рублей налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет оптом и порядка 14 000 рублей налога на прибыль за подлежащий проверке срок. На основании акта проверки налоговый орган принял решение о привлечении к ответственности, а затем обратился в суд с иском о взыскании штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов на основании ч. 1 ст. 122 НК. В ходе рассмотрения дела в суде выяснилось, что АО руководствовалось в своих действиях Законом Волгоградской области от 18.12.98 № 232-ОД «О налоге с продаж, который, как выяснил суд, не соответствует ч. 3 ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
Высший арбитражный суд РФ, отказывая во взыскании штрафа, указал на то, что налогоплательщик в данном случае действовал во исполнение закона субъекта Российской Федерации, что исключает его вину в неуплате налога, и поэтому он не может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение.
Но вот как быть, если ИФНС подала заявление о взыскании штрафа в срок, и нет подходящих разъяснений, за которыми можно укрыться? Остается последнее средство — ссылка на смягчающие обстоятельства. Полностью от штрафа они не освободят, а вот снизить его размер могут.
Налоговый кодекс называет следующие обстоятельства в качестве смягчающих:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, указанные в п. 1 и 2, в деятельности коммерческих организаций не встречаются. Поэтому наибольший интерес вызывает именно п. 3. Какие иные обстоятельства признаются смягчающими в судебной практике?
- Привлечение налогоплательщика к ответственности впервые;
- Добровольная уплата им суммы недоимки по налогу;
- Тяжелое финансовое положение (например, вследствие стихийного бедствия или диспаритета цен на сельхозпродукцию);
- Нахождение налогоплательщика в стадии ликвидации и отсутствие денежных средств на банковских счетах;
- Ошибки, допущенные налоговым органом при выставлении платежных требований.
Их действие состоит в том, что, в соответствии с ч. 3 ст. 114 НК, при наличии даже одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению, как минимум, в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК за совершение налогового правонарушения. При этом суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания, и более чем в два раза.
Итак, если час уплаты настал, и по адресу налогоплательщика подано заявление о взыскании с него штрафа, то необходимо проверить:
- Соблюден ли налоговым органом шестимесячный срок на подачу такого заявления;
- Имеются ли разъяснения государственных органов и должностных лиц, в которых указывается на законность действий налогоплательщика;
- Имеются ли смягчающие обстоятельства.
Учет этих факторов позволит минимизировать финансовые потери даже в случае, если налогоплательщиком действительно допущено нарушение налогового законодательства.