April
2009
А я не подпишу! Акты согласования границ земельного участка все чаще становятся инструментом вымогательства
Сollective of authors, VEGAS LEX
Ситуации возникают самые разнообразные. Например, крупная девелоперская компания приобретает в центре города большой земельный участок, границы которого прилегают к границам участка, на котором расположен небольшой домик или гараж. Но когда поднимается вопрос о проведении межевания земельного участка и согласования границ со смежным землепользователем, девелоперская компания сталкивается не с обычным гражданином — хозяином постройки, а с профессиональным юристом или наделенным властью чиновником, который согласен подписать необходимый акт, но — на «определенных условиях». Схема примерно одна и та же, меняются лишь действующие лица. Показательный случай произошел в 2006 году в Московской области. По версии следствия, глава сельского поселения не подписывал акт согласования до тех пор, пока ООО «ТДМ» (организация, желающая поставить на кадастровый учет свой земельный участок) не заключило договор купли-продажи земельного участка размером 7 га с его супругой. В отношении чиновника в итоге было возбуждено уголовное дело.
Возникают закономерные вопросы: неужели законодательством не предусмотрен способ избежать шантажа? как быстро и правильно преодолеть противодействие?
Судиться или смириться?
1 марта 2008 года вступил в силу новый ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который, в частности, был призван ликвидировать имеющиеся нормотворческие пробелы при постановке объектов недвижимости на кадастровый учет. К сожалению, он не устранил всех подводных камней, о которые может «споткнуться» физлицо или организация, желающие внести сведения об объекте недвижимости в государственный кадастр.
Сегодня для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо представить в территориальное управление Федерального агентства кадастра (далее — Кадастровая палата) заявление с приложением документов, состав которых определен ст. 22 вышеупомянутого закона (в частности, это межевой план, неотъемлемой частью которого является акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями).
Законом предусмотрено три результата согласования границ:
- смежный землепользователь подписывает акт;
- смежный землепользователь, уведомленный надлежащим образом, не подписывает акт, о чем в этом акте делается соответствующая отметка. Этот случай говорит о безразличии соседа к границам своего и смежного земельных участков и толкуется как согласие;
- смежный землепользователь отказывает в согласовании границ, о чем также делается соответствующая отметка в акте.
С первыми двумя вариантами сложностей нет: межевой план благополучно утверждается. С третьим же вариантом возникают большие проблемы, решения которых законом не предусмотрено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» межевые дела утверждает Кадастровая палата. Она наделена широким кругом полномочий, в том числе возможностью проводить государственную экспертизу документов, правом запрашивать и получать необходимые сведения. И, например, в случае, когда смежный землепользователь обосновывает свой отказ в согласовании границы несуществующим документом, представители этого органа легко могли бы проверить законность такого действия. (Также целесообразно было бы законодательно обязать смежного землепользователя предоставлять копии документов, которыми он подтверждает свой отказ. Такая обязанность отбила бы у большинства недобросовестных соседей желание зарабатывать легкие деньги — не каждый решится на подделку документов.)
В нынешней же ситуации, получив межевое дело с отказом, Кадастровая палата, как правило, просто не утверждает межевой план, предоставляя сторонам возможность отстаивать свою позицию в суде. Однако перспектива длительного судебного разбирательства отпугивает некоторых собственников, и они предпочитают «полюбовно» разобраться со «смежниками», удовлетворив их аппетиты.
Тех же, кто обратился в суд, ждут свои подводные камни. Дело в том, что законодательством не предусмотрен какой-либо определенный способ защиты в такой ситуации, и лицо, подавшее иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.
Практика на этот счет весьма противоречива. Федеральные арбитражные суды некоторых округов в своих постановлениях (см., в частности, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.09.2007 по делу №КА-А41/8261-07; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу №Ф04-3727/2007) допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2008. по делу №Ф08-29б 1/2008; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2008) приведены аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из них — в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.
В Законе о кадастре говорится, что отказ в согласовании границ является неотъемлемой частью акта согласования границ земельного участка и подшивается к нему. В свою очередь, акт согласования должен быть подшит в межевой план. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не допускает возможности составления нового акта согласования, который смежный землепользователь должен будет подписать по решению суда.
Что и от кого требовать
Итак, с каким же иском необходимо обращаться в суд? В данной ситуации наиболее уместно обжалование отказа в утверждении межевого плана со стороны Кадастровой палаты — в этом случае суд будет исследовать законность ее действий (бездействия): ведь именно Кадастровая палата приняла решение об отказе, нарушив права лица, обратившегося за утверждением межевого плана. Правда, заявление такого иска еще не гарантирует успешного исхода. Для выяснения всех обстоятельств суд будет обязан привлечь к участию в деле смежного землепользователя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. В рамках такого рода дел проверяются основания приобретения спорных земельных участков, а также все документы, на которые ссылаются стороны, то есть разрешается земельный спор.
Обжалование действий органа кадастрового учета более целесообразно и с точки зрения последующего исполнения судебного решения. Признав действия кадастровой палаты незаконными, суд обяжет ее утвердить межевой план. Являясь государственной структурой, Кадастровая палата не сможет затянуть или затруднить принудительное исполнение судебного акта, поскольку согласно ст. 315 Уголовного кодекса неисполнение судебного акта грозит госслужащим уголовной ответственностью.
В случае, когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться на очень долгое время — особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.