February
2007
Силиконовые льготы
Сollective of authors, VEGAS LEX
1 января этого года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие льготы для IT-компаний. Однако бурного роста национальной "силиконовой экономики" ждать не приходится - незначительные послабления не создадут серьезных конкурентных преимуществ для российского IT-бизнеса.
Системный тормоз
Россия заслуженно считается кузницей интеллектуальных кадров для наукоемких отраслей мировой экономики. Особенно популярны российские программисты. Не случайно гиганты мировой компьютерной индустрии, такие как Hewlett-Packard, открывают у нас исследовательские центры. Однако чаще всего сотрудничество с иностранными компаниями означает лишь утечку мозгов. Самые умные и талантливые программисты все еще покидают Россию, потому что здесь их труд оплачивается хуже, да и вакансий меньше, чем на Западе.
Причиной такой ситуации является несовершенное налоговое законодательство. Без прозрачной бухгалтерии невозможно ни привлечь западного инвестора, ни порой даже поставлять свою продукцию на западные рынки. Однако российские IT-компании, добросовестно уплачивающие налоги, находятся в неравном положении с западными конкурентами из-за высоких налогов и репрессивного налогового администрирования. Поэтому российским программистам зачастую проще эмигрировать за рубеж и там основать IT-компанию, чем работать в России, где единственным преимуществом является относительная дешевизна трудовых ресурсов.
Несмотря на трудности, рынок офшорного программирования развивается бурно. Ожидаемый объем рынка информационных технологий в 2006 году оценивается Мининформсвязи в сумму 361,5 млрд руб., что на 17,3% больше, чем в 2005 году. Эти данные несколько меньше прогноза министерства, сделанного в начале 2006 года. Очевидно, что, несмотря на серьезный потенциал российского IT-бизнеса, его рост тормозится системными факторами: засильем бюрократии, неэффективной налоговой системой, коррупцией и, как следствие, повышенной настороженностью иностранных инвесторов к проектам по развитию офшорного программирования в России. Президент Путин обратил на это внимание в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию. Почти год чиновники федерального правительства, Госдума и Совет федерации информировали общественность, как они решают поставленную президентом проблему. Получилось как всегда.
Нововведения
1 января 2007 года вступил в силу федеральный закон от 27 июля 2006 года "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы", которым предусмотрены некоторые налоговые льготы. Однако если первоначально законопроект содержал весьма длинный их перечень, то к моменту подписания закона президентом от них почти ничего не осталось. Сначала планировалось создать специальный режим налогообложения для IT-компаний, схожий с упрощенным режимом.
Напомним, что первоначальная редакция законопроекта предусматривала возможность добровольного перехода IT-компаний на уплату единого налога в размере 6% дохода, уменьшенного на величину расходов, вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость. Предполагалось также, что IT-компании должны уплачивать помимо единого налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Для перехода на спецрежим на предприятии должно работать не менее 100 человек, а доля доходов, полученных от реализации продукции в сфере высоких технологий (например, программ для ЭВМ или баз данных), должна составлять не менее 70% общих доходов компании по итогам девяти месяцев года, предшествующего переходу на спецрежим.
Однако в итоге законодатели решили ограничиться установлением для таких налогоплательщиков отдельных ставок по единому социальному налогу (ЕСН) и особого порядка признания расходов на приобретение электронно-вычислительной техники, который позволяет получить послабления по уплате налога на прибыль.
Ставки по ЕСН для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, получились немного меньше по сравнению со ставками ЕСН для других компаний. Так, при налоговой базе (годовой зарплате на каждого сотрудника) до 75 000 руб. ЕСН необходимо уплачивать по общей ставке 26%. Если налоговая база составляет от 75 001 до 600 000 руб., то ЕСН уплачивается в размере 19 500 руб. плюс 10% суммы, превышающей 75 000 руб. При налоговой базе более 600 000 руб. платить следует 72 000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 600 000 руб.
Что касается особого порядка признания расходов на приобретение электронно-вычислительной техники, то организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе не начислять амортизацию, а признавать расходы на приобретение этой техники в качестве материальных расходов по правилам п/п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, то есть по мере ввода техники в эксплуатацию. Тем самым организации, регулярно обновляющие компьютерный парк, получают существенную экономию по налогу на прибыль.
Льготы надо заслужить
Однако для того, чтобы воспользоваться этими льготами, организации необходимо соответствовать ряду довольно жестких критериев.
Новый порядок действует лишь для организаций, имеющих государственную аккредитацию и отвечающих остальным условиям, предусмотренным п. 8 ст. 241 НК РФ.
Согласно положениям нового закона, организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации, а также по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных. Для таких организаций закон предусматривает пониженные ставки ЕСН и устанавливает специальную регрессивную шкалу.
Применять приведенные выше ставки можно только при выполнении организацией следующих условий, предусмотренных п. 8 ст. 241 НК РФ.
Во-первых, доходы от информационной деятельности за девять месяцев года, предшествующего переходу на пониженные ставки, должны составлять не менее 90% всех доходов организации, причем 70% из них -- доходы от иностранных лиц с местом деятельности за пределами РФ. Получение доходов от иностранных лиц можно подтвердить либо договором (копией договора) и документом, подтверждающим оказание услуг (выполнение работ), либо таможенной декларацией (ее копией) с соответствующими отметками таможенного органа.
Во-вторых, численность работников организации за девять месяцев года, предшествующего году перехода на уплату ЕСН по пониженным ставкам, должна превышать 50 человек. Для большинства российских IT-компаний это очень много.
А главное, организация должна быть аккредитована в Мининформсвязи России, которое подтвердит, что организация соответствует перечисленным критериям. Однако на момент написания этой статьи авторы не располагали информацией о том, что принят подзаконный акт, определяющий порядок такой аккредитации, и что министерство приступило к выдаче документов, подтверждающих аккредитацию. Следовательно, до сих пор все IT-компании вынуждены начислять ЕСН по общим правилам.
Желающих не будет
Впрочем, есть основания полагать, что, даже если в самое ближайшее время федеральное правительство и Мининформсвязи все же возьмутся за решение проблемы аккредитации, очередей не будет. Дело в том, что льготы не создают существенных конкурентных преимуществ для честно уплачивающих налоги IT-компаний перед теми, кто использует "серые" или офшорные схемы налоговой оптимизации. Достаточно зарегистрировать пару компаний, к примеру, на Кипре и Британских Виргинских островах, и эффективная ставка налога на прибыль снизится до долей процента. Кстати, применение офшорных схем в ряде случаев позволяет не только минимизировать налог на прибыль, но и получить право на возмещение НДС из бюджета. Что касается ЕСН, то от него можно избавиться через процветающие до сих пор схемы обналичивания.
Впрочем, по имеющейся информации, законодатели все-таки не оставили идею создать новый налоговый спецрежим для IT-компаний. Ряд депутатов Госдумы и членов Совета федерации готовят новый законопроект. Об этом, в частности, заявил председатель бюджетного комитета СФ Евгений Бушмин на Пермском экономическом форуме. Законодатели по-прежнему собираются сделать новый спецрежим похожим на "упрощенку", но, по словам сенатора, от первоначальных планов существенного облегчения налогового бремени для разработчиков программного обеспечения и других высокотехнологичных компаний все равно мало что останется.
Что делать
Тем IT-компаниям, которые хотят честно платить налоги, не теряя при этом конкурентоспособности относительно тех, кто налоги не платит, можно предложить два пути. Во-первых, если компания небольшая, она может перейти на "упрощенку" (глава 26.2 НК). Напомним, что при соблюдении ряда условий (прежде всего небольшой оборот компании и численность персонала не более 100 человек) предприниматели и организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В этом случае они вместо ЕСН, НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций уплачивают единый налог по ставке 6% дохода организации (или предпринимателя) или 15% дохода за вычетом расходов. Главная проблема "упрощенки" -- она подходит для небольших компаний со сравнительно маленьким оборотом. В случае, если за налоговый период доходы компании превысят 20 млн руб., она автоматически лишается права на применение упрощенной системы налогообложения. Кроме того, компании, желающие перейти на "упрощенку", часто ошибочно не учитывают долю иных организаций в их уставном капитале. Если доля иных организаций превышает 25%, компания не вправе претендовать на переход на упрощенную систему налогообложения.
Другим решением проблемы повышения конкурентоспособности за счет снижения налогового бремени являются уже упоминавшиеся офшорные схемы. В принципе большинство предлагаемых юридическими компаниями схем вполне законны и не имеют ничего общего с уклонением от уплаты налогов. В то же время понятно, что практика применения офшорного законодательства наносит вред экономическим интересам государства, поскольку от объема налоговых поступлений зависит объем реализации социальных функций государства. Следовательно, применение офшорных схем неэтично с точки зрения социальной ответственности бизнеса. Но ведь, с другой стороны, из этой статьи видно, насколько умело чиновники выполняют свою работу. Если они не могут трансформировать налогообложение так, как их просил президент, где гарантия, что они вообще в состоянии эффективно реализовывать социальные функции государства на наши с вами налоги?