September
2007
Россия остается на теневой стороне
Сollective of authors, VEGAS LEX
В ходе налоговой амнистии россияне легализовали около 2,9 млрд рублей за 5 месяцев. Власти ожидали намного больше. Правда, на что они надеялись, непонятно.
В марте – июле 2007 года, то есть за первые пять месяцев, прошедшие с того момента, как в России стартовала налоговая амнистия, граждане перечислили 377439,681 тыс. рублей в бюджетную систему страны, сообщает Федеральное казначейство. Это соответствует 13-процентному налогу с «обеляемой» суммы. Легализовано, таким образом, было 2,903 млрд рублей.
Особенно интенсивно люди кинулись очищать свою совесть в разгар сезона отпусков. Если за первые четыре месяца кампании население заплатило 274693,550 тыс. рублей, то в июле перечислило еще 103000 тыс. рублей, то есть чуть меньше трети от всех собранных средств.
Безоговорочным лидером процесса стала Москва, ее раскаявшиеся жители перевели в бюджет 243827 тыс. рублей, или 65% всех собранных к этому моменту средств. Меньше всего денег собрали в Республике Калмыкия – 78 рублей.
Пока суммы не сравнимы с величинами, о которых грезили российские власти, объявляя амнистию. Они рассчитывали, что с 1 марта 2007 года по 1 января 2008 года граждане легализуют около $5–8 млрд. Вряд ли этим мечтам суждено сбыться. По самым оптимистичным оценкам экспертов, в итоге «из тени» будет выведено максимум $1,3 млрд.
А вот соседнему Казахстану затея с налоговой амнистией вполне удалась. Там, по предварительным данным, было легализовано 828 млрд тенге, что равно примерно $6,7 млрд. «828 млрд тенге сопоставимы с третью нашего республиканского бюджета», – отмечал премьер-министр республики Карим Масимов.
Неудача России объясняется целым рядом недоработок. Хоть закон и обещает, что физлиц не спросят об источниках их доходов и не передадут информацию о декларируемых суммах налоговикам, эти обещания кажутся гражданам сомнительными. «Источники доходов бывают разными, – замечает ведущий эксперт АКГ «Финэкспертиза» Елена Корнетова. – А если это уголовно наказуемое преступление? От уголовной ответственности ведь никто не освобождал».
Люди, пожелавшие легализовать когда-то полученную зарплату в конвертах, ставят под удар своих работодателей, которые по закону не освобождаются от ответственности. Возникает неразбериха и с гражданами, которых раньше уже «вычисляли» налоговики. Формально амнистия не распространяется на осужденных по статьям за неуплату налогов, однако закон не указывает, как следует поступать с подследственными.
На результаты кампании могло повлиять и недостаточное ее освещение. «Ничего не было сделано для агитации населения. Помните, раньше была социальная реклама «заплати налоги и спи спокойно»? В этом году ничего этого нет», – отмечает Корнетова.
Но главной причиной, пожалуй, стало отсутствие мотивации. «В части доходов физических лиц нет абсолютно никакой необходимости их легализовывать. Никакого давления со стороны государства и налоговых органов», – говорит руководитель группы налогового арбитража компании «Вегас-Лекс» Олег Баженов.
В стране не действует даже механизм контроля за расходами физлиц. «Я могу купить самолет, и никто меня не может спросить, откуда у меня деньги, – иллюстрирует мысль Баженов. – В других странах, в Европе в частности, такой контроль существует. И люди готовы платить, лишь бы их не уличили в неуплате налогов или преступной деятельности».
В России выявить недоплату можно только при налоговой проверке. «Придет проверка, потребует заплатить эти 13%, плюс штраф, плюс пени, в совокупности 30%, – подсчитывает он. – Как вы думаете, есть у людей стимул платить сейчас 13%?»
В этих условиях собранная в ходе налоговой амнистии сумма – уже большой успех.
«Я думал, будет меньше, – честно признается Баженов. – Могли заплатить иностранцы, имеющие гражданство России и имущество за рубежом. Им лучше воспользоваться шансом и заплатить здесь 13%, чем там 50%. Должно быть, возвращали деньги в преддверии проверок, когда чувствовали, что вот-вот придут налоговики. Так и набралось 2,9 млрд рублей».