April
2008
Федеральные земли не трогать!
Сollective of authors, VEGAS LEX
На прошлой неделе произошло критическое для многих девелоперов изменение федерального законодательства, ставящее крест на сотнях перспективных проектов по всей стране: было опубликовано Постановление №234 от 03.04.2008 г., разработанное Правительством РФ в обстановке полной секретности.
Данное постановление с 4 апреля 2008 года запрещает всем федеральным органам власти проводить аукционы на привлечение инвесторов, а также согласовывать любые иные сделки, связанные с земельными участками, если они обладают тремя свойствами:
1. находятся в федеральной собственности;
2. предоставлены федеральным учреждениям, унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук, созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам;
3. расположены в границах населенных пунктов либо в пределах 5-30 километров от границ населенных пунктов в зависимости от численности поселений
Также запрещено привлекать инвесторов для реконструкции объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Тем самым, мгновенно и кардинально реализована идея, высказанная избранным Президентом РФ 2 апреля 2008 г., о необходимости изъятия у федеральных ведомств всех земель, которые не используются ими для осуществления прямых функций, и передачи этих земель в специальный «Федеральный фонд содействия жилищному строительству».
Только по девяти текущим проектам, планировавшимся к реализации на федеральных землях и находящимся на сопровождении нашей компании, мы оцениваем убытки от данного постановления в десятки миллионов рублей. В масштабах страны, полагаю, – это миллиарды рублей, потраченные инвесторами на подготовку документации, необходимой для представления проектов на утверждение в Росимущество и профильные ведомства.
Поскольку креатив в подобных ситуациях – основной хлеб юристов, можно было бы слукавить, сказав, что выхода нет. Мы полагаем, что в настоящее время существует несколько универсальных и несколько специфических вариантов сохранения ранее намеченных проектов. Чтобы сохранить интригу, остановимся на универсальных:
1) Заморозить проект. Да, до лучших времен, изъять и спрятать все, что может свидетельствовать о том, что ваши партнеры из государственных предприятий планировали использовать землю для коммерческого проекта. Более того – готовиться к тому, чтобы с документами в руках доказать любому контролеру, которые, будьте уверены, придут в течение ближайшего года, что данный кусок земли является ключевым фактором для осуществления государственной функции.
Риск такого решения в том, что если идея Д.Медведева будет реализовываться твердо и последовательно (судя по персонам, поставленным на контроль, это будет именно так), то следующим шагом станет постановление о том, что согласовывать инвестиционные проекты на федеральных землях может только вновь созданный фонд. Тогда с сокрытой землей уже ничего нельзя будет сделать, она просто не станет чужой добычей. В этом случае переходим к плану «Б».
2) Поскольку фонд только формируется и еще не определена ни его форма, ни полномочия, ни порядок реализации переданных ему земельных участков, то существует два пути достижения необходимого результата:
а) воздействовать мнением делового сообщества на создание такой структуры фонда, которая позволит реализовывать, например, нежилые проекты вне рамок фонда по старым правилам;
б) ждать, когда структура определится сама собой и приходить уже к руководству нового фонда с ранее подготовленными проектами.
Здесь потенциальная проблема в том, что Д.Медведев четко определил стоимость жилья, которое должно возводиться на федеральных землях, купленных инвесторами у фонда – 20000 руб. за кв. метр. Если и эта идея также будет доведена до логического конца, то говорить об инвестиционном потенциале многих запланированных проектов можно будет только в прошедшем времени.
3) Честно скажу: никогда не думал, что когда-либо порекомендую девелоперам всеми возможными способами доказывать, что земля является не федеральной, а областной, городской, районной. Особенно в отношении московских проектов, по которым придется столкнуться со всеми последствиями аппаратной войны внутри московского правительства. Но в данном случае это, возможно, тот самый выбор, когда между двух зол выбирают то, где есть хоть какой-то шанс на успех.
Поскольку большинство федеральных земель не только не прошло государственную регистрацию, но и не имеет четко установленных границ, т.к. межевание просто не проводилось, то при соблюдении определенного баланса интересов у инвесторов есть возможность пройти по достаточно тонкой, но совершенно законной линии, которая выводит потенциально федеральные земли (а, в некоторых случаях, и объекты недвижимости) в собственность местных органов власти.
Отсутствие федерального статуса автоматически избавляет от вышеизложенных запретов.
Вряд ли ваш путь будет усеян розами, но и железобетонную стену, отделяющую вас от успеха, вы не встретите.
Что же касается фонда содействия жилищному строительству, представляющему интерес как самостоятельное направление поиска новых возможностей для бизнеса (особенно в сфере малоэтажного строительства эконом-класса), то мы будем продолжать следить за данной темой и в случае возникновения новых идей делиться с профессиональным сообществом.