May
2008
Вокзалы будущего
Сollective of authors, VEGAS LEX
Довран Гарагозов, адвокат, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс»
Сегодня ни один из принятых программных документов («Транспортная стратегия», «Стратегия 2030») не выделяет в качестве приоритетного направления развитие железнодорожных вокзалов. Более того, у нас нет чёткого представления о том, каким должен быть современный вокзал и каким параметрам он должен соответствовать. Нужна концепция развития вокзалов, которая бы отвечала на эти вопросы.
И законодательство тоже полно пробелов: ни в одном нормативно-правовом акте нет понятий «вокзал», «вокзальный комплекс», «привокзальная территория». Однако с формированием в составе ОАО «РЖД» дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) и замыслами о передаче ряда вокзалов в доверительное управление коммерческим структурам мы должны разрешить все эти вопросы и понять, каким должен быть вокзал будущего.
На мой взгляд, привлекательной выглядит идея передачи вокзалов в доверительное управление.
В этом случае собственником вокзала остаётся ОАО «РЖД», то есть фактически государство. Но в управление всё имущество вокзала передаётся частной компании, которая будет заниматься привлечением инвестиций и извлечением прибыли из этих площадей за счёт их коммерческого использования. Сейчас площади вокзалов используются крайне неэффективно. Разумеется, прибыльность вокзала для частного оператора не должна идти в ущерб качеству услуг и безопасности.
Возникает ряд проблем. Главный риск – банкротство управляющей компании (УК). По действующему законодательству, если УК признают банкротом, то её кредиторы получают право обратить взыскания на имущество, находящееся в её доверительном управлении. Так что к этому вопросу надо подходить очень осторожно, необходимо разработать вопрос страхования ответственности УК.
Не выработан общий подход к развитию вокзала и привокзальной территории. В то время как вокзалы – в собственности ОАО «РЖД», прилегающие территории принадлежат местным властям. Тут есть два возможных варианта: или РЖД должны заключать соглашения с администрациями муниципалитетов о совместном использовании территорий, либо необходимо принятие нормативно-правовых актов на федеральном уровне, которые бы регламентировали порядок их развития.