June
2008
Инвестфонд: основные новеллы
Сollective of authors, VEGAS LEX
Партнерские отношения государства и частного бизнеса базируются на реализации совместных взаимовыгодных проектов при четком разделении интересов: государство получает возможность увеличить эффективность государственных инвестиций за счет привлечения частных инвестиций и управленческого опыта частного сектора, а бизнес – государственную поддержку в реализации собственных проектов.
Инвестфонд России образован в ноябре 2005 г. постановлением правительства как часть федерального бюджета, формируемая из доходов Стабфонда за счет увеличения базовой цены на нефть, а также за счет экономии на процентных платежах при досрочном погашении государственного внешнего долга.
До недавнего времени деятельность по выделению средств Инвестфонда регулировалась постановлением правительства от 23.11.2005 г. №694 «Об Инвестиционном фонде РФ», которое устанавливало правила и процедуру отбора проектов, претендующих на государственную поддержку.
Пожалуй, ключевой характеристикой процедуры отбора заявок являлось отсутствие единого центра принятия решения о финансировании. Формально решение считалось принятым с момента одобрения проекта Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и оформления распоряжения правительства об утверждении паспорта проекта.
Ситуация изменилась с момента вступления в силу Постановления правительства РФ от 1 марта 2008 г. №134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ». С момента его вступления в силу четко обозначился новый государственный регулятор в сфере Инвестфонда – Министерство регионального развития РФ.
В соответствии с положениями новых Правил Минрегион сопровождает и курирует процесс подготовки инвестпроектов к отбору на первом этапе – в Инвестиционной комиссии, затем на втором этапе – в Правительственной комиссии, а также уполномочен вести реестр проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестфонда.
Перераспределение полномочий в пользу Минрегионразвития свидетельствует не столько о результатах аппаратной борьбы отдельных министерств и ведомств, сколько о меняющихся приоритетах финансирования через Инвестфонд. Очевидно, Инвестфонд собирается уделять более пристальное внимание регионам и региональным проектам, чьи интересы и призван представлять Минрегион.
Произошли и некоторые изменения нормативного характера. Во-первых, поменялись требования к оформлению предоставляемых документов:– в заявке указывается стоимость проекта (с учетом НДС), а также годовой объем финансирования: ранее требования об указании годового объема финансирования не содержалось;
– из списка документов, которые необходимо приложить к заявке, исчезло требование о предоставлении подтверждения ФНС об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему РФ;
– введено новое требование о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
– бизнес-план проектов должен содержать обоснование объемов (включая НДС) получения бюджетных ассигнований Фонда с оценкой финансовой, бюджетной и экономической эффективности проекта, а также с обоснованием положительных социальных эффектов, связанных с его реализацией, а для инновационных проектов – еще и с расчетом эффекта по инновационному развитию экономики в связи с реализацией проекта;
– ранее к заявке прикладывалась декларация инвестиционного консультанта «об отсутствии конфликта интересов»; теперь, очевидно, под отсутствием конфликта интересов законодатель понимает соответствие самого консультанта предъявляемым формальным требованиям и не требует предоставления декларации;
– при условии наличия разработанной проектной документации на объекты капстроительства инициатор также теперь предоставляет копию положительного заключения Минрегионразвития о достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета.Если бюджетные ассигнования Фонда запрашиваются для реализации проекта в составе комплексного инвестиционного проекта, предусматривающего предоставление бюджетных ассигнований Фонда путем софинансирования объектов капстроительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, документы подаются в федеральное министерство после получения заключения на проект органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проект реализуется.
Во-вторых, появились новые требования к заявке на предоставление бюджетных ассигнований. Объем необходимых ассигнований Фонда указывается теперь с учетом НДС. Это свидетельствует о том, что Инвестфонд, с одной стороны, берет на себя часть налогового бремени, а, с другой стороны, создает условия для неравного положения организаций, осуществляющих проекты через Инвестфонд, и для тех, кто занят такого же рода деятельностью, но не привлекает средства Инвестфонда и несет полное бремя по уплате налогов.
Серьезным нововведением стала разрабатываемая Минрегионом методика рейтингования проектов, предусмотренная постановлением №134. Члены Правительственной комиссии будут выставлять проектам оценки – от единицы до тройки, ориентируясь на 6 качественных и 5 количественных критериев.
Качественные критерии:
– актуальность задач, решаемых в рамках реализации проекта, для РФ;
– соответствие заявленных целей проекта приоритетам социально-экономического развития РФ;
– предпочтительность проекта из числа альтернативных путей достижения поставленной цели;
– качество и проработанность проекта;
– сбалансированность частных и государственных интересов;
– оптимальность разделения рисков между участниками проектов.
Количественные критерии:
– отношение сметной стоимости проекта к запрашиваемой из Фонда сумме для реализации данного проекта;
– значение показателя бюджетной эффективности, рассчитанное в порядке, установленном правительством РФ (Pi);
– значение интегрального индикатора экономической эффективности, рассчитанное в порядке, установленном правительством РФ (Эт);
– срок инвестиционного проекта, указанный в паспорте инвестиционного проекта (количество лет);
– дисконтированный срок окупаемости проекта, рассчитанный в порядке, установленном правительством РФ (количество лет).
Очевидно, что большинство вышеприведенных критериев субъективны. Если такие критерии будут действительно утверждены, то процедура отбора проектов Инвестфондом станет еще менее прозрачной и понятной для бизнеса, что, возможно, обернется ростом коррупции.
В заключение отметим, что Инвестфонд – далеко не единственный инструмент ГЧП. Кроме него в России начали развиваться другие инструменты: концессии, особые экономические зоны, госкорпорация «Внешэкономбанк», венчурные фонды.
Основная задача концессий – привлечение частных инвестиций в создание и реконструкцию инфраструктуры в сферах транспорта, коммунального хозяйства, энергетики, а также в здравоохранение и образование. Концессионные механизмы являются одной из перспективных форм ГЧП.
Инвесторов привлекает возможность софинансирования проекта со стороны государства, в том числе за счет средств Инвестфонда. Такая связка двух инвестиционных инструментов приводит, с одной стороны, к более выгодному предложению для инвесторов, с другой – к усложнению административных процедур, что увеличивает вероятность нестыковок. Законодательство о концессиях нуждается в совершенствовании с учетом международного опыта и формирующейся в России практики.
Законодательной базой деятельности госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» служит закон «О банке развития» от 17.05.2007 г. Наряду с Инвестфондом и Российской венчурной компанией (РВК), Внешэкономбанк представляет собой один из ключевых механизмов инвестиционной политики государства, основанный на ГЧП. В задачу Внешэкономбанка входит финансирование проектов, которые в силу низкой доходности, высоких рисков или долгосрочности реализации непривлекательны для самостоятельного финансирования частными инвесторами.
Особым преимуществом пользуются проекты, реализация которых строится на механизмах ГЧП. Анализ предоставляемых Внешэкономбанком возможностей по финансовой поддержке проектов свидетельствует об их безусловной привлекательности в глазах потенциальных инвесторов; в частности, финансирование осуществляется по ставке заметно ниже рыночной.
Наиболее эффективным и действенным институтом господдержки инновационной деятельности пока является РВК, которая способна внести существенный вклад в формирование и развитие высокотехнологичных компаний из различных отраслей.
Сравнительная таблица форм предоставления государственной поддержки
Постановление правительства «Об Инвестиционном фонде РФ» от 23.11.2005 №694 |
Постановление правительства «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» от 01.03.2008г. №134 |
а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;
б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
в) предоставление государственных гарантий РФ под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции правительства РФ; государственные гарантии предоставляются коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте, в пользу кредитных организаций, включая кредитные организации с иностранными инвестициями;
г) финансирование подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения (включая подготовку конкурсной документации), подготовки территории строительства (включая выкуп земельного участка) и разработку проектной документации инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов федеральной собственности, реализация которых планируется в рамках федерального закона «О концессионных соглашениях». |
а) осуществление бюджетных инвестиций в объекты капстроительства государственной собственности РФ, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капстроительства, подготовку и проведение конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовку конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
б) предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капстроительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капстроительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
в) предоставление субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капстроительства государственной собственности субъектов РФ, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование разработки проектной документации на объекты капстроительства муниципальной собственности, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений;
г) направление бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении (ранее было предусмотрено только направление средств в уставные капиталы юридических лиц);
д) предоставление государственных гарантий РФ в обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме кредита, привлекаемого в кредитных организациях (в новое постановление правительства не вошло положение о предоставлении помимо государственной гарантии «иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств»);
е) направление в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах РФ. |