July
2008
Концессии – перспективная форма приватизации
Концессии – один из эффективных и наиболее применимых в международной практике механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Они применяются там и тогда, когда у государства не хватает финансовых, человеческих, управленческих и иных ресурсов для предоставления услуг населению.
Концессии как один из ГЧП-инструментов представляются довольно успешным механизмом, позволяющим в равной степени учитывать интересы государства и частного инвестора. В данной статье будет сделан обзор зарубежного и российского концессионного опыта.
Исследователи утверждают, что концессии в несколько измененной форме применялись еще в XVIII веке. Так, во Франции братья Перье в 1777 году на основе концессионного соглашения, заключенного на 15-летний срок, добывали и поставляли воду в некоторые районы Парижа. В Великобритании уже в 1820 году существовало 6 частных компаний, которые также вели деятельность по водоснабжению на основе концессий. В Бразилии, Китае и Мексике исторически электростанции принадлежали частному бизнесу. Однако из-за различных экономических и политических факторов эти сферы впоследствии перешли в монопольное ведение государства.
На сегодняшний день сферами традиционно государственных монополий признаются: вода, энергетика, газ, дороги, железнодорожная инфраструктура и т.д.
В последние десятилетия эти сферы претерпевают реструктуризацию. Правительства многих стран, осознав потребность в частных ресурсах, допускают к ним инвесторов. Какие именно объекты сдаются в концессии в разных странах, показано в таблице 1.
Мировой опыт насчитывает 7-9 форм концессионных соглашений. Некоторые из них представляют собой не что иное, как одну из модификаций приватизации.
Изначально самой распространенной формой концессионных соглашений были договоры BOT, по которым за государством сохранялось право собственности на концессионный объект. Тем не менее многие страны законодательно закрепили возможность существования смешанных форм концессионных соглашений, предусматривающих частичную или полную передачу объекта частному инвестору.
Концессии дифференцируются по странам и по отраслям экономики (промышленности). Для некоторых стран больше подходит такая форма концессий, когда право собственности всегда сохраняется за государством (Франция). Для других же возможны варианты, когда право собственности может переходить к частному инвестору (как в США).
Возможны и смешанные формы концессий, при которых право собственности сохраняется за частным инвестором до тех пор, пока он использует объект по назначению. Как только инвестор перестает это делать, объект отчуждается в пользу государства (такая форма предусмотрена законом Филиппин.)
Среди самых удачных примеров концессий в мире следует назвать:
- реформу железнодорожного транспорта в Мексике,
- строительство аэропортов в Египте,
- управление учреждениями культуры в Японии,
- строительство систем водоснабжения в Аргентине,
- строительство электростанций в Индии, Турции и т.д.
Если говорить о дифференциации по отраслям экономики, то очевидно, что в таких стратегических отраслях, как оборонная промышленность или атомная энергетика, отдавать объекты концессионных соглашений в собственность частному инвестору не всегда целесообразно. С другой стороны, передача в собственность инвестору некоторых объектов инфраструктуры представляется уместной.
Кому выгодны концессии
Для инвестора выгода концессии заключается не только в доступе к традиционно закрытым отраслям экономики и возможности возведения инфраструктуры, необходимой для укрупнения своего бизнеса (например, строительство дорог для интенсификации экспорта сырья). Выгода также заключается в разделении рисков, а также в достаточно высоких гарантиях возвратности средств. Кроме того, в будущем у инвестора появляется возможность получения регулярных прогнозируемых доходов.
Для государства концессии – это прежде всего инструмент экономического роста и повышения уровня рыночной конкуренции, а следовательно, и уровня услуг, оказываемых населению.
Так, в Колумбии после передачи в 1993 году четырех государственных портов в концессии частным компаниям за счет конкуренции улучшилось не только качество услуг, предоставляемых портами, но и условия работы в них. В Мексике сдача портов в концессию в середине 1990-х привела к тому, что тарифы в них стали равными или даже ниже тарифов портов США.
Кроме этого, концессии для государства – способ привлечения управленческих ресурсов и технологий бизнеса для реализации приоритетных задач в масштабах всей страны, а также уменьшения бюджетных расходов.
Но тогда возникает резонный вопрос: чем отличаются концессии от трудовых договоров с управленцами из бизнеса или, например, от договоров подряда, которые можно заключать на строительство или реконструкцию конкретного объекта?
Ответ очевиден. Главное отличие в том, что работник по проекту не выступает инвестором и не берет на себя ответственность за реализацию проекта в целом.
Концессии в России
Государственные стратегии и программы, основанные на использовании только бюджетных средств, не позволяют реализовывать масштабные стратегические проекты. Поэтому власти страны взяли курс на широкое привлечение частных инвестиций и быстрое развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).
В России механизмы ГЧП закрепились несколькими десятилетиями позже, чем в других странах. Необходимость принятия отдельного закона о концессиях активно обсуждалась еще в середине 1990-х. Сам Федеральный закон «О концессионных соглашениях».(№ 115-ФЗ) был принят лишь 21.07.2005, но до сегодняшнего дня не являлся эффективным ГЧП-механизмом.
Закон предусматривает лишь один вид договоров – традиционный контракт BOT. Согласно ему концессионное соглашение – это договор, по которому одна сторона (концессионер) обязана за свой счет создать и (или) реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). При этом концессионеру на определенный соглашением срок предоставляются права владения и пользования объектом концессионного соглашения для его эксплуатации и использования (ст. 3 Закона).
К сожалению, за два с половиной года действия Закона ни одного концессионного проекта реализовано не было. Причиной тому стали такие проблемы, как непринятие в течение длительного времени подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Закона, отсутствие налоговых льгот и преференций для участников концессионных правоотношений и т.д.
Рассмотрим некоторые из этих проблем.
Причины концессионных неудач
Главной препоной на пути реализации Закона стала длительность бюрократических процедур. Правительство РФ долгое время не могло принять необходимый пакет подзаконных актов и типовых документов, призванных обеспечить действие Закона.
Одной из главных проблем стало затягивание утверждения федеральным правительством типовой формы для всех концессионных соглашений (обязательное условие об использовании такого типового положения заложено в Законе).
Сама по себе идея предусмотреть единый типовой договор концессии для столь разных отраслей, как, например, здравоохранение и транспорт, довольно сомнительна. На практике при попытках соотнести конкретный проект с типовой формой возникали серьезные проблемы – урегулировать весь массив потенциальных соглашений в разных отраслях хозяйства с помощью единственного типового договора в принципе невозможно.
Мешало прямому действию Закона и несоответствие его положений нормам российского законодательства.
Серьезные трудности были связаны с определением того, подлежит ли концессионная деятельность налогообложению в принципе.
Инвесторы справедливо считали, что она однозначно относится к инвестиционной. Что касается имущества, передаваемого по договору концессии, то его передача в рамках договора реализацией не является, а значит, не подлежит налогообложению.
Спорными были вопросы о целесообразности освобождения от НДС средств бюджетов всех уровней, передаваемых инвестору (концессионеру), а также о вычете НДС при взаимодействии концессионера с подрядчиками.
Как уже отмечалось, в Законе не были установлены ни однозначный налоговый режим для осуществления концессионной деятельности, ни налоговые льготы инвесторам.
Пути реформирования концессионного законодательства
Прислушавшись к мнению делового и экспертного сообщества, которое непосредственно столкнулось с правовыми нестыковками Закона о концессиях, федеральные органы власти инициировали пакет поправок к Закону.
Некоторые из поправок были приняты Госдумой во втором чтении 23 мая 2008 года. 6 июня поправки прошли третье чтение и вступили в силу.
Очевидно, что поправки в Закон о концессиях – несомненно положительный вектор развития российского концессионного законодательства.
Так, "поправочный" законопроект вводит дополнительные гарантии для инвестора. В частности, предусматривается страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.