July
2008
Арбитражное дело«Экспресс-Тур»VS.«Туроператор «Отдыхай!»
Сollective of authors, VEGAS LEX
1. Фабула дела
Между Обществом с ограниченной ответственностью «Экспресс-Тур» (г. Киров) (далее – «Экспресс-Тур», истец, турагент) и Обществом с ограниченной ответственностью «Туроператор "Отдыхай!"» (г. Москва) (далее – «Туроператор "Отдыхай!"», ответчик, туроператор) был заключен договор купли-продажи туристических продуктов – права на туры (путешествия) от 01.01.2004 № б/н. Согласно ему туроператор взял на себя обязательство предоставлять истцу туристические продукты или отдельные услуги, а тур-агент – принимать и оплачивать заказанные туристические услуги на условиях полной финансовой самостоятельности и заключенного договора. Туроператор гарантировал неизменность стоимости забронированных турпродуктов или отдельных туруслуг с момента их полной оплаты.
В исполнение договора от 01.01.2004 № б/н истец заключил с физическими лицами договоры от своего имени и за счет туроператора на оказание туристических услуг, приняв на себя обязательства по доведению до туристов информации о потребительских свойствах туристических продуктов, обеспечению бронирования согласно заявкам клиентов и иным туристическим услугам согласно условиям указанных договоров.
В частности, были оказаны услуги по подбору туристического продукта – автобусного тура «Пражский экспресс – 3 страны» с 29.12.2004 по 06.01.2005. Тур агентом был заключен договор на оказание туруслуг № 346 от 25.10.2004 с гражданкой А.В. Савиных, купившей пять путевок на вышеуказанный тур. Также был подписан договор от 15.10.2004 № 340 с гражданином А.Ю. Евдокимовым на оказание туруслуг. Но в результате условия отдыха туристов существенно отличались от условий, указанных в договоре и программе тура. Истец обязывался организовать для физических лиц турпоездку в Республику Чехия с проживанием в трехзвездочном отеле «Олимпик Три-стар» в г. Праге и с условием проведения встречи Нового года именно в этом отеле. Однако туристы были поселены в трехзвездочном отеле «Людмила», находящемся в г. Мельник (30 км от столицы Чехии). Окончательно в Прагу с заселением в отеле «Олимпик Тристар» туристы прибыли только 03.01.2005.
Таким образом, в октябре 2004 г. «Экспресс-Тур» продал своим клиентам новогодние путевки якобы в г. Прагу от «Туроператора "Отдыхай!"», нарушив их права на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Туристы обратились в суд общей юрисдикции с исками против турфирмы.
На основании решения Первомайского районного суда Кировской области от 12.09.2005 по иску нескольких граждан-туристов (А.В. Савиных, А.В. Савиных, С.П. Прозоровой, А.А. Прозоровой, О.В. Андреевой) к ООО «Экспресс-Тур» о возмещении материального и морального вреда с него было взыскано в пользу заявителей по 4 тыс. руб. Суд указал в мотивировочной части решения на явно виновный характер действий и наступивших в результате их последствий со стороны ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка № 56 Ленинского района г. Кирова от 08.12.2005 по иску А.Ю. Евдокимова к «Экспресс-Туру» взысканы стоимость путевки в 28 055 руб. и 1 тыс. руб. в счет компенсации морального вреда. Было установлено, что сформированный «Туроператором "Отдыхай!"» и проданный турагентом «Экспресс-Тур» тур качественно отличался от представленного на сайте и в рекламных проспектах, а именно: произошла замена отеля, в котором должны были проживать туристы, на отель более низкой категории, не была проведена часть запланированных и оплаченных туристами экскурсий, качественно отличался сервис. Таким образом, была оказана услуга с недостатками. В обоих случаях суды руководствовались нормами Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» и Закона РФ от 07.07.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
По обоим судебным решениям – от 12.09.2005 и 08.12.2005 – «Экспресс-Тур» уплатил в пользу истцов взысканные суммы по платежным поручениям от 25.01.2006 № 16 и от 24.01.2006 № 15 и по расходному кассовому ордеру от 19.04.2006 № 101.
После инцидента с клиентами «Экспресс-Тур» подал иск в Арбитражный суд г. Москвы, требуя взыскать с туроператора 71 114 руб. 60 коп. убытков в связи с ненадлежащим исполнением договора купли-продажи от 01.01.2004 № б/н.
1 июня 2007 года в Закон об основах туристской деятельности были внесены поправки, которые усилили ответственность туроператора по ряду позиций. В частности, туроператоры отныне обязаны страховать ответственность или оформить банковскую гарантию, а туристы вправе обратиться с требованием компенсации непосредственно к туроператору или его фингаранту, а не действовать через турагентство.
Основные эпизоды по этому арбитражному спору сводятся к следующему.
2. Юридическая суть спора и правовые позиции сторон
Правовая позиция истца
Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по спорно му договору от 01.01.2004 № б/н. По его вине оказанные истцом услуги третьим лицам не соответствовали сведениям, размещенным на сайте ответчика и в рекламных проспектах. Решения суда общей юрисдикции от 12.09.2005 и мирового судьи от 08.12.2005 имеют преюдициальное значение в силу ст. 69 АПК РФ и не подлежат доказыванию вновь. Решением мирового судьи от 08.12.2005 было установлено, что по прибытии в Республику Чехия туристов поселили не в отель «Олимпик Тристар» в г. Праге, как было предусмотрено условиями договора, а в отель низшей категории в г. Мельник. В связи с этим можно заключить, что ответчик нарушил существенные условия спорного договора.
Турагентская деятельность представляет собой деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Истец же, являющийся турагентом, был лишен права и возможности формирования спорного туристского продукта. Так, еще перед подписанием договора от 01.01.2004 № б/н туроператор познакомил его с каталогом, видео- и печатными материалами по предлагаемым путешествиям с информацией о программах пребывания и маршрутах путешествий и др. Поэтому турагент не может нести ответственность перед потребителями туруслуг за их неправильное формирование, которое в соответствии с положениями вышеназванного Закона осуществляет туроператор, то есть ответчик.
К существенным условиям договора относится, в частности, достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации турпродукта (абз. второй ст. 10 Закона об основах туристской деятельности).
Истец ссылался на ст. 309, 310 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств по договору и о запрете одностороннего отказа от их исполнения.
Согласно ст. 15 и 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки – реальный ущерб и упущенную выгоду.
Истец доказал факт нарушения обязательств, наличие причинной связи между нарушениями ответчика и возникшими убытками. Турагент также обосновал размер понесенных им убытков в связи с выплатой физическим лицам компенсации материального и морального вреда.
Правовая позиция ответчика
На основании п. 4 договора от 01.01.2004 № б/н признаются обстоятельства непреодолимой силы и турфирма (ответчик) освобождается от ответственности в случае невозможности предоставления заказанных услуг. В случае невозможности организации туристической поездки по указанному маршруту или в указанные сроки тур-фирма предлагает альтернативные сроки или маршруты. В п. 4.1.1 договора стороны предусмотрели, что туроператор вправе производить замены в экскурсионной программе, а также заменять отель на отель аналогичной категории или выше. В п. 3.1.3 договора определено, что турагент обязан незамедлительно информировать туриста об изменениях, которые могут быть внесены туроператором в объявленные свойства турпродукта и условия его реализации.
Ответчик исполнил свою обязанность по информированию турагента об изменениях в маршруте автобусного тура «Пражский экспресс – 3 страны» (31.12.2004 – 04.01.2005). Но 27.12.2004, то есть за три дня до начала турпоездки в Чехию, ответчик направил в адрес истца факс-письмо об изменениях в экскурсионной программе: отель «Людмила» в г. Мельник, в котором будут размещены туристы, является трехзвездочным отелем, то есть отелем, аналогичным ранее заявленному отелю «Олимпик Тристар» в г. Праге. Причем изменения в программе произошли без доплаты со стороны туристов, начало тура – 29.12.2004 в 16:15 из г. Москвы в г. Гродно (Белоруссия), окончание тура – 06.01.2005 прибытие в г. Москву. Таким образом, ответчик свои обязательства по спорному договору выполнил. Истец по своей вине не исполнил надлежащим образом обязательства по предоставлению физическим лицам достоверной информации о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия.
Вступившими в законную силу решением Первомайского районного суда Кировской области от 12.09.2005 и решением мирового судьи участка № 56 Ленинского района Кировской области от 08.12.2005 подтверждается, что истец, будучи уведомлен об изменениях в туристической программе, не проинформировал своевременно потребителей об этих изменениях. Этим он нарушил положения Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и условия договоров, заключенных с третьими лицами. Так, мировой судья пришел к выводу о наличии вины турагента как стороны договора о реализации тура, проверка качества которого возложена на ответчика-турагента как собственника турпродукта.
3. Выводы судов
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2007 № 53871-06-45-402 заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 71 114 руб. 60 коп. убытков и 2634 руб. расходов по государственной пошлине.
При принятии решения суд исходил из того, что решениями судов общей юрисдикции от 12.09.2005 и от 08.12.2005, вступившими в законную силу, был установлен факт возникновения убытков в имущественной сфере истца. При этом материалами дела подтверждается, что указанные убытки были причинены истцу ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору от 01.01.2004 № б/н.
Однако Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.06.2007 № 09АП-6004/2007-ГК с выводами суда первой инстанции не согласился и в удовлетворении исковых требований ООО «Экспресс-Тур» отказал. Суд указал, что в соответствии с п. 4.1.1 договора ответчику было предоставлено право изменения экскурсионной программы при условии уведомления об этом истца. Поскольку материалами дела подтверждалось, что ответчик уведомил истца об изменении туристического маршрута в соответствии с условиями спорного договора, истец (турагент) по своей вине нарушил условия договоров, заключенных между ООО «Экспресс-Тур» и третьими лицами. Он не предоставил по своей вине физическим лицам достоверную информацию о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия.
Кассационная инстанция в постановлении ФАС МО от 14.11.2007 № КГ-А40-10394-07 отмечает, что апелляционный суд в достаточной мере исследовал и оценил представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и сделан правомерный вывод о необоснованности исковых требований. Истец так и не доказал причинно-следственную связь между действиями ответчика-турагента и возник новением убытков в имущественной сфере ООО «Экспресс-Тур».
В определении ВАС РФ от 08.04.2008 № 2797/08 судебная коллегия указала, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии вины туроператора в изменении программы пребывания и маршруте путешествия являются ошибочными. За два дня до начала тура туроператор изменил не экскурсионную программу, на что имел право по договору, а сами существенные условия договора с турагентом, качественно меняющие его предмет - место пребывания и маршрут путешествия, что было возможно только при получении листа бронирования, а не после совершившейся купли-продажи турпродукта. Таким образом, тройка судей ВАС РФ определила, что решение Арбитражного суда г. Москвы об удовлетворении иска турагента о взыскании убытков с туроператора является правильным.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.05.2008 № 2797/08 была поддержана эта позиция: оставлено без изменения решение первой инстанции от 20.03.2007 по данному делу и отменены два других постановления - апелляционной и кассационной инстанций.
Вот так в преддверии летнего сезона ВАС РФ создал прецедент, обязав «Тур оператора “Отдыхай!”» выплатить компенсацию турагентству «Экспресс-Тур» за продажу некачественного тура. Путь туристов в поисках реального виновника в испорченном отдыхе стал короче!
Мнение эксперта:
А.В. Ченских, юрист Арбитражной группы Юридической фирмы «Вегас-Лекс». ВАС РФ наконец закрепил принятую законодателем год назад политику по усилению ответственности туроператоров. Фактически риски, вызванные их стремлением получить максимальные гарантии по «заполнению» заключенных договоров и увеличивать свою прибыль, были возложены до этого момента на плечи турагентов: они отвечали за все неправомерные действия туроператоров. Теперь турагенты могут не бояться исков разгневанных туристов. Если убытки вызваны виновными действиями туроператора, то и отвечать будет туроператор, а точнее – его страховая компания. Интересно и то, что ВАС РФ фактически отделил понятие экскурсионной программы, используемое в каждом договоре из цепочки турист – турагент – туроператор, от понятия предмета договора. Место пребывания и маршрут путешествия к экскурсионной программе не относятся, а рассматриваются как условия, существенно меняющие предмет договора.