September
2009
Теперь ФАС проверит и вас
«Если раньше кто-то мог платить из денег акционеров большие штрафы, в том числе оборотные, то теперь угроза непосредственной отправки в тюрьму для конкретного менеджера выглядит совершенно реальной» (Игорь Артемьев - руководитель Федеральной антимонопольной службы России).
Сегодня не осталось практически ни одного предприятия, на которое не повлиял бы финансовый кризис. Неплатежи, снижение спроса, банкротство партнеров, возросшая стоимость кредитных средств и давление со стороны банков – вот лишь не полный список проблем, с которыми столкнулись компании. Помимо самого кризиса на бизнесе отражаются и те меры, которые принимает государство для преодоления негативных явлений в экономике. Изменяется не только законодательная база, но и практика многих контрольных органов, в ряде отраслей возросло административное давление на предпринимателей. В 2009 году многие почувствовали на себе усиление антимонопольного контроля.
Не так давно руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил: "…Если раньше кто-то мог платить из денег акционеров большие штрафы, в том числе оборотные, то теперь угроза непосредственной отправки в тюрьму для конкретного менеджера выглядит совершенно реальной…"
В действительности, поправки уже внесены в Закон о защите конкуренции, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (так называемый «второй антимонопольный пакет»). Теперь за нарушение антимонопольного законодательства можно попасть в тюрьму на срок до шести лет. При этом «правила игры» для участников рынка яснее не стали, а бремя доказывания добросовестности переложено как раз на них.
Раньше в поле зрения антимонопольных органов попадали прежде всего естественные монополии. Волгоградским УФАС в этом году были проведены проверки и в ряде случаев возбуждены дела в отношении ОАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «Волгоградрегионгаз», ОАО «Волгоградоблэлектро», ЗАО «ПО Завод силикатного кирпича», ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград", ООО «ЛУКОЙЛ-НИЖНЕВОЛЖСКНЕФТЕПРОДУКТ» и других организаций.
Вместе с тем, после вступления в силу «второго антимонопольного пакета» ФАС обращает внимание не только на энергетиков и нефтяников, но и на производственные предприятия, ритейлеров, дистрибьюторов и т.д.
Так, ФАС России возбудила дело в отношении ООО «Данон Индустрия» по подозрению в координации экономической деятельности лиц, осуществляющих розничную продажу продукции «Данон». Нарушение, по мнению антимонопольщиков, выразилось в том, что производитель на упаковке продукции и в рекламе указал рекомендованную рыночную цену товара. В ряде торговых сетей товар реализовывался именно по этой цене, таким образом, производитель координировал ценообразование продавцов.
Весной Высший Арбитражный Суд занял сторону ФАС РФ в споре с крупными торговыми сетями, установившими практически одинаковые условия по допуску региональных производителей продукции в свои магазины.
Согласованность действий сетей по установлению невыгодных для товаропроизводителей условий поставки была подтверждена синхронностью и относительным единообразием введенных условий договоров. Теперь антимонопольщикам не надо предоставлять письменные доказательства согласованности действий, достаточно зафиксировать факты, свидетельствующие о такой согласованности.
Многих из перечисленных претензий можно было избежать, если бы компании:
- Осуществляли мониторинг конкурентной среды
- Обобщали информацию внутри компании
- Доводили до сведения структурных подразделений требования антимонопольного законодательства
-
Выстраивали взаимоотношения с контрагентами с учетом возможного диалога с ФАС
-
Использовали предусмотренные законом рычаги и возможности, позволяющие предотвратить разбирательство
Что следует делать, чтобы минимизировать риск предъявления ФАС претензий (вплоть до привлечения к уголовной ответственности)?
Прежде всего – внедрить систему «раннего предупреждения», которая позволит анализировать рынок, конкурентную среду. Произвести адаптацию договорной базы с учетом требований антимонопольного законодательства. В случае проведения антимонопольным органом проверки, активно взаимодействовать с ним, предоставлять необходимые, на Ваш взгляд, разъяснения и комментарии к документам.
Внедрив подобную систему действий однажды, можно значительно снизить риск предъявления претензий со стороны антимонопольных органов в будущем. На Западе, где антимонопольные ведомства активно влияют на бизнес-процессы, компании уже давно практикует использование подобных инструментов. Как говорится, хочешь мира – готовься к войне.