June
2006
Налоговые юристы направляют к оценщикам и маркетологам // Новые правила оценки добросовестности усложнят положение налогоплательщика
Сollective of authors, VEGAS LEX
Высший арбитражный суд (ВАС) через два месяца обещает представить окончательный вариант информационного письма, в котором будут указаны критерии недобросовестности налогоплательщика. Как уже не раз писал "Бизнес", доказывая свою добросовестность, компаниям придется объяснить деловую цель операции и найти аргументы, подтверждающие экономическую целесообразность сделки. Налоговые юристы считают, что после выхода этого письма для успешного разрешения споров в налоговую придется представлять заключения независимых оценщиков, маркетологов и бизнес-консультантов. Сегодня суды и налоговые органы во взаимоотношениях с налогоплательщиками оперируют термином "недобросовестность", являющимся этическим понятием. Юристы утверждают, что применение доктрины деловой цели вместо "недобросовестности" не станет панацеей для налогоплательщиков. Это все равно оценочная категория, хотя и более понятная для бизнеса.
"К примеру, если сделка не прибыльна, это не означает, что она не имеет деловой цели, - пояснил эксперт по налогам компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадим Зарипов. - Сделка может быть направлена на продвижение на рынке или захват определенной доли рынка у конкурентов, на приобретение активов. Или же компания вынужденно распродает товар по сниженной цене, поскольку продать его по рыночной нет возможности". В этой ситуации, полагает эксперт, налогоплательщику придется объяснять и доказывать особенности экономической ситуации, которая существовала в момент совершения сделки. "И раскрыть святая святых - мотивы коммерческого решения, опасаясь, что эта информация уйдет к конкурентам", - добавляет Вадим Зарипов.
Старший юрист фирмы "Вегас-Лекс" Олег Баженов также полагает, что с введением доктрины деловой цели налогоплательщикам по-прежнему придется доказывать свою невиновность. Причем эти доказательства должны быть документальными и превентивными: не после, а до проверки инспекции.
К примеру, если налоговики начнут доказывать отсутствие экономической целесообразности сделки из-за отсутствия прибыли по ней, Олег Баженов считает необходимым запастись максимальным количеством документов. В частности, правильно составленным договором и бизнес-планом сделки, подписанным маркетинговой службой и утвержденным гендиректором. Кроме того, важно представить отчет о маркетинговом исследовании. "Лучше сделать это сразу и самим, - рекомендует Баженов. - Нельзя недооценивать способности налоговой службы, которая представит прайс-листы конкурентов и будет доказывать экономическую нецелесообразность". Кроме того, если сделка касается покупки недвижимости и ценных бумаг, хорошим аргументом в пользу компании станет заключение независимого оценщика. По словам Олега Баженова, на практике в 99% случаев этого не было сделано, и "добросовестные налогоплательщики попали под нож".
Вадим Зарипов рекомендует также подготовить документы от компании - консультанта по стратегическому управлению, рекомендации технических служб, как внешних, так и внутренних, а также служебные записки экономических, маркетинговых и сбытовых служб фирмы. "Фактически многие компании это уже делают, поскольку статья 252 HK требует экономически обосновать расходы при налогообложении прибыли", - говорит он.
Именно эти и аналогичные документы, по мнению юристов, придется в скором времени предъявлять в суде компаниям, доказывая уже не добросовестность, а деловую цель сделки.