December
2005
Акционеры должны думать быстрее // Депутаты предлагают установить трехмесячный срок давности для обжалования решений cовета директоров в суде
Вчера комитет Госдумы по собственности рекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки к 68 статье закона «Об акционерных обществах», устанавливающие новые сроки обжалования акционерами в суде решений совета директоров. Депутаты считают, что применение общего срока исковой давности (а чтение трех лет) вносит неопределенность в деятельность акционерных обществ, и, чтобы исправить ситуацию, предлагают установить специальный срок исковой давности для акционерных обществ – три месяца.
Как сообщает «Интерфакс», законопроект закрепляет за акционерами возможность обжалования любых решений совета директоров, нарушающих их права и законные интересы, в течение трех месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Также проектом закона предусмотрено положение о том, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные нарушения не являются существенными, и решение не повлекло причинения убытков акционеру.
По мнению экспертов, опрошенных «Газетой», принятие поправок о специальном исковом сроке в целом будет полезным и интересным для акционерных обществ. Так, управляющий партнер «Вегас-Лекс» Альберт Еганян считает, что новый исковой срок увеличит инвестиционную привлекательность акционерных обществ, а также будет полезным для компаний с точки зрения защиты от корпоративного шантажа. Партнер коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры» Владимир Букарев утверждает, что три года, в течение которых акционеры могут обжаловать решение в суде, это достаточно долгий период для работы акционерных обществ, и сокращение срока положительно повлияет на стабильность работы компаний.
Аналитик по стратегии АК «Итон» Алекс Кантарович также согласен с тем, что сокращение срока, в течение которого акционер может обжаловать в суде то или иное решение совета директоров, будет полезным для компаний. Но он опасается, что новый закон будет ущемлять права акционеров. По его мнению, три месяца не достаточно для того, чтобы осознать последствия принятого решения, «речь ведь идет не о простом обдумывании».
Однако юристы утверждают, что об ущемлении прав акционеров можно будет говорить только в том случае, если в законе не будет четко прописана процедура сообщения о принятии решений. По словам Альберта Еганяна из «Вегас-Лекс», предлагаемый законопроект не будет иметь негативных последствий, «если в законе ясно будет прописана процедура различных созывав, уведомлений, правил голосования и т.д.». Владимир Букарев также отмечает, что в законе «должен быть проработан механизм, по которому совет директоров будет ставить акционеров в известность о принятых решениях». Если акционеры будут четко представлять механизм оповещения советом директоров о принятых решениях, то, по словам юристов, ничего плохого в новом законе нет.