+ 7 (495) 933-08-00

Publications

8
December
2005

Банкрот поневоле // Столичные инвесторы ищут пути для приобретения сельхозпредприятий

Сollective of authors, VEGAS LEX

В конце сентября в Админист­рации Краснодарского края под руководством губернатора Александра Ткачева прошло за­седание Совета безопасности региона, посвященное процес­сам банкротств на предприя­тиях Кубани. Статистика, которую озвучили чиновники, на­вела главу региона на мысль об экономическом бандитиз­ме. За 9 месяцев текущего года чисто предприятий-банкротов выросло с 480 до 750 единиц. Общая задолженность этих предприятий всех уровней превышает 4 млрд рублей. Вал банкротств обрушился практи­чески на все отрасли кубан­ской экономики, особенно «прижившись» в строительст­ве, торговле, жилищно-комму­нальной сфере. Но безуслов­ным «лидером» по числу обанкротившихся предприятий ос­тается агро-промышенный комплекс края, на долю кото­рого приходится половина всех банкротов региона. С на­чала года процедура банкрот­ства была запущена на 64 сель­хозпредприятиях, а всего в АПК края обанкротились 326 предприятий. 

Особую тревогу руководства края вызвал рост преднаме­ренных (фиктивных) бан­кротств, когда так называемые «инвесторы», руководители предприятий или арбитраж­ные управляющие используют процедуру банкротства для скупки по низкой цене вполне ликвидного имущества. С на­чала года управление по фи­нансовому оздоровлению и банкротству Администрации Краснодарского края провело проверки на 80 предприятиях-банкротах – случаи преднамеренного банкротства были вы­явлены в каждом четвертом случае. Среди методов доведе­ния предприятий до банкрот­ства значатся заключение заве­домо неисполнимых догово­ров поставки, получение не­возвратных кредитов, манипу­ляции с реестрами акционе­ров. В итоге, предприятия лик­видируются, имущество и ак­тивы распродаются, техника режется на металл, а люди ос­таются без работы и средств к существованию. 

Кубань не в первый раз пе­реживает волну банкротств. В конце 90-х - начале 2000-х го­дов складывалась аналогичная ситуация, и опять активнее других отраслей разорялись, в том числе преднамеренно, сельхозпроизводители. Срав­нивая процессы пятилетней давности с нынешними дейст­виями, аналитики сходятся во мнении на банкротство как на один из методов передела соб­ственности. 

«Банкротство - наиболее простой способ смены собст­венника. - считает эксперт консалтинговой фирмы «РЛС» |Сочи| Геннадий Дубовой. -Вполне закономерно,что и пять лет назад и сейчас „лиде­ром" в процессе банкротств выступает АПК. Одно из бо­гатств Кубани - земли сельхоз­назначения. Рядом море, то есть можно быстро экспорти­ровать сельхозпродукцию. Пять-шесть лет назад собствен­ность с помощью банкротств „делили", как правило, мест­ные захватчики. Но теперь уже в регион начали проникать и крупные московские деньги. Сегодня процесс проникнове­ния столичного капитала по­шел активнее». 

Одним из основных моти­вов проникновения крупного капитала в АПК Краснодарско­го края является стремление холдингов сформировать под себя сырьевую базу. 

«Мы - регион аграрный, и производителей сельхозпро­дукции у нас много. Но, между тем, многие перерабатываю­щие предприятия жалуются на количество и качество по­ставляемого сырья. - утверж­дает заместитель управляюще­го Южной дирекции юридиче­ской фирмы «Вегас-Лекс» Алек­сандр Трифонов. - С выходом на мировой рынок россий­ские производители вынужде-ны принимать другие стандарты и модернизировать производство. У крестьян же средств на модернизацию своих хозяйств, а следовательно, на повышение качества сырья, зачастую нет. Тут и появляются заинтересованные в этом сы­рье переработчики, которые дают кредиты и авансируют хозяйства, чтобы те поставля­ли им продукцию. Либо про­сто приобретают профильные хозяйства, налаживая в них производство, вписывающее­ся в их технологическую це­почку .Так, Bonduelle, прежде чем строить свой завод на Ку­бани, года 3-4 работала над сырьевой базой, пытаясь устано­вить контроль над товаропроизводителями. В итоге, к моменту принятия решения о строительстве завода компа­ния уже обеспечила его доста­точными объемами кукурузы и горошка. 

Господин Трифонов счита­ет, что в ближайшее время стоит  ждать обострения борьбы за поставщика, то есть за пред­приятия АПК Кубани. Компания «Балтимор» заявила о намерении строить на Кубани завод по рафинации и дезодорации растительного масла, ко­торое предназначено для соб­ственного производства майо­неза. И хоть объемы сырья в этом случае требуются относи­тельно небольшие, вряд ли другие крупные игроки, кото­рые уже успели закрепиться на кубанском рынке подсолнеч­ника (например, «Русагро», группа компаний «Букет») бу­дут спокойно мириться с появ­лением еще одного потребите­ля сырья. 

Близость портов обуславли­вает спрос на другие объекты АПК-элеваторы. 

«Эти объекты имеют ста­бильную загрузку и позволяют решать задачи по консолида­ции объемов зернопродуктов для поставки на  экспорт. - счи­тает Александр Трифонов. -Так, зерновая компания .Настюша" купила 10 элеваторов ООО „ПК „Каравай Плюс*. Если учесть, что „Настюша" близка к правительству Москвы, можно предположить, что таким образом столица обеспечивает себя регулярными поставками». 

Безусловно, не всегда приход  крупного иногороднего  питала на Кубань сопровождается банкротством  местных товаропроизводителей. Но. видимо, если где-то начинается процесс банкротства, то, как  правило, за ним стоит интерес не местного капитала. Мысль об иногороднем «заказе» на бан­кротства предприятий Кубани подтвердил и губернатор края Александр Ткачев. При этом он заявил: «Те, кто приходит на Кубань для того, чтобы  нажиться на разорении наших предпри­ятий, хозяйств, должны знать, что мы расцениваем такие действия как „экономический бандитизм" и будем бороться с ними максимально жестко всеми законными методами». 

Бороться с фиктивными банкротствами, по мнению чи­новников, должны несколько ведомств - судебные и налого­вые органы, милиция, проку­ратура, служба судебных при­ставов, федеральная регистра­ционная службы, а также сами власти. Кое-какие результаты эти структуры уже продемонстрировали. После совместных проверок правоохранитель­ные органы возбудили 11 уго­ловных дел по ст.196 УК РФ «Преднамеренное банкротст­во». В одном случае признаки фиктивного банкротства вы­явило Управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю - было возбуждено уголовное дело по ст. 197 УКРФ Фиктивное бан­кротство , и приговор в отно­шении руководителей пред­приятия лже-банкрота (2,5 го­да лишения свободы) вступил в законную силу. 

В Администрации Красно­дарского края считают, что успе­хи в борьбе с криминальными банкротствами могли бы быть более ощутимыми, будь у право­охранительных органов более компетентные помощники. 

«Проводимые правоохрани­тельными органами проверки предприятий не эффективны в полной мере, поскольку уго­ловно-правовая квалификация тех или иных деяний должно­стных лиц предприятий бан­кротов невозможна без соответствующих заключений и экспертиз, - считает замести­тель начальника управления Администрации Краснодарско­го края по финансовому оздоровлению и банкротству Вла­димир Багрий. - По закону вы­являть признаки преднамеренного и фиктивного бан­кротства должны арбитраж­ные управляющие. Но такие случаи единичны. В то же вре­мя выявить признаки фиктив­ного банкротства может специ­альная экспертиза, проведен­ная по запросу арбитражного суда, прокуратуры или мили­ции. В этом случае нужно най­ти квалифицированных и неза­интересованных экспертов». 

В этой связи содействие пра­воохранительным органам го­това оказать сама администра­ция края с помощью созданно­го в прошлом году управления по финансовому оздоровле­нию и банкротству. Специали­сты этой структуры уже участвовали почти в 70 совместных с правоохранительными орга­нами проверках. И количест­во запросов о проверках пред­приятий на предмет фиктив­ных банкротств растет: за пер­вое полугодие текущего года поступило более 25 обращений с просьбами о проведении проверок. 

Однако, некоторые аналитики считают, что борьба с криминальным банкротством в данный момент на Кубани бесперспективна. 

«Регион привлекательный, местные собственники безде­нежны, в то же время собст­венности много, есть что де­лить, - считает Геннадий Дубо­вой. - Фиктивное банкротство - это дешевый способ получе­ния собственности. Сегодня, когда те же власти всячески за­зывают сюда деньги, и деньги крупные, столичные идут, да еще при нашем-то уровне кор­румпированности, бороться с фиктивными банкротствами - все равно что с ветром вое­вать. Само пройдет, когда все переделят».



Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement