November
2005
Налет на "Ист Лайн" // Государство отбирает у компании часть имущества аэропорта Домодедово
Успехи группы "Ист Лайн", контролирующей аэропорт Домодедово, не дают спать спокойно чиновникам Росимущества. После нескольких неудачных попыток вернуть через суд имущество Домодедово, отданное восемь лет назад "Ист Лайн", во вторник Росимуществу удалось одержать первую и пока лишь локальную победу. Чиновники отсудили только движимое имущество, которое "Ист Лайн" теперь, по идее, должна вернуть государству. Впрочем, по мнению экспертов, прецедент создан. И не исключено, что в ходе дальнейших судебных разбирательств Росимуществу удастся вернуть себе куда более важный актив "Ист Лайн" - аэровокзальный комплекс Домодедово.
Интерес к деятельности группы "Ист Лайн" со стороны Росимущества появился не случайно. В последние годы Домодедово демонстрирует рекордный рост пассажиропотока. В прошлом году аэропорт обслужил более 12 млн. пассажиров. Домодедово даже удалось обогнать по этому показателю своего главного конкурента - Шереметьево. Существенно выросли и доходы. Рентабельность в аэропортовом бизнесе - самая высокая в авиации. Она находится на уровне 40%.
Уже в феврале Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил иск Росимущества и признал недействительным 75-летний договор аренды аэропорта, заключенный компанией еще в 1998 году. Но "Ист Лайн" удалось договориться с чиновниками о перезаключении договора, правда, на новых, уже не таких выгодных для себя условиях.
Как оказалось, неприятности "Ист Лайн" на этом не закончились. Росимущество не забыло о подробностях самого факта приобретения "Ист Лайн" акций аэровокзального комплекса Домодедово, который впоследствии стал основой для развития аэропорта. Дело в том, что еще до 1997 года аэровокзал входил в состав ГУП "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации». Потом отошел компании "Домодедово-2", которую между собой поделили ГУП (48,65%) и кипрский офшор Hacienda Investments (50,66%), который как раз и представлял интересы "Ист Лайн". Последовавшие допэмиссии размыли долю государства в "Домодедово-2". Сейчас чиновники Росимущества считают, что передача акций была выполнена с нарушением. По их мнению, сделку нельзя считать действительной, потому что она не была согласована с тогдашним Мингосимуществом.
Уже в августе по этому поводу прошли первые разбирательства в Арбитражном суде Московской области, но решение, к огорчению чиновников, было принято в пользу "Ист Лайн". Но это их не остановило. На решение была подана апелляция. Во вторник сторону чиновников принял Десятый арбитражный апелляционный суд, признавший сделку ничтожной. Правда, пока речь идет лишь о "движимом имуществе".
Впрочем, "Ист Лайн" решение суда расстроило несильно. В компании с трудом представляют, как можно по прошествии стольких лет оценить уже давно списанные "метлы, лопаты и дверные ручки", подлежащие теперь возврату. Более того, в "Ист Лайн" рассчитывают оспорить вердикт. "Когда мы получим все судебные материалы по этому делу, не исключено, что мы подадим кассационную жалобу", - заявляет директор по PR группы "Ист Лайн" Анна Краснова. Одновременно с этим компания начнет более активные переговоры с самим Росимуществом, чтобы полюбовно договориться. "Рассчитываем на разумное решение, - говорит Краснова, - Тупиковая ситуации не нужна никому - ни аэропорту, ни авиакомпаниям, ни пассажирам".
Пока непонятно, пойдет ли Росимущество на мировую с "Ист Лайн" или продолжит борьбу уже за аэровокзальный комплекс. По поводу перспектив его возврата юристы высказывают различные мнения. "У меня нет доступа к документам той сделки, - говорит юрисконсульт ИК "Проспект"
Эльдар Назмутдинов, - но если схема сделки по недвижимому имуществу идентична той, что была по движимому, это добавит Росимуществу аргументации в суде". Другой точки зрения придерживается управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян: "Думаю, движимое и недвижимое имущество передавалось по разным договорам. Мало вероятно, что аэровокзальный комплекс передавался без ведома чиновников". Но даже если предположить, что Росимущество продолжит борьбу и эту сделку признают ничтожной, у "Ист Лайн" всегда будет возможность предъявить государству претензии о компенсации инвестиций, которые исчисляются сотнями миллионов долларов.