January
2007
Остатки сладки
Сollective of authors, VEGAS LEX
Компания под названием «ЮКОС» может исчезнуть уже до конца нынешнего года. Активы бывшего гиганта поделят госхолдинги. Причем «Роснефти» они достанутся фактически бесплатно.
Дело ЮКОСа вышло на финишную прямую. Оценщики в течение месяца завершат работу по определению стоимости активов нефтяной компании, после чего конкурсный управляющий Эдуард Ребгун представит в комитет кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества на открытых торгах.
Скорее всего, через год от ЮКОСа останутся лишь воспоминания и бывшие акционеры; даже заправки с привычным желто-зеленым брендом поменяют вывески.
На прошлой неделе стали известны предварительные итоги оценки активов ЮКОСа. Консорциум оценочных компаний, в который вошли ЗАО «Росэко», ЗАО «ЭНПИ Консалт», ЗАО «Российская оценка», ООО «Ко-Инвест», ООО «Оценочная компания «Бином», произвел анализ стоимости 190 входящих в ЮКОС компаний.
Красная цена
По состоянию на 19 января были получены предварительные результаты оценки по 180 компаниям, подготовлены проекты отчетов по 143 компаниям. При этом по 10 компаниям, входящим в перечень оцениваемого имущества, оценка не была проведена: четыре иностранные компании отказались предоставлять информацию, а шесть компаний-резидентов, в которых ЮКОСу принадлежат незначительные пакеты акций, задерживают ее предоставление.
По словам руководителя консорциума оценочных компаний Евгения Неймана, рыночная стоимость дочерних обществ ЮКОСа превысит $22 млрд. Поскольку четыре зарубежные компании, скорее всего, ни оценить, ни продать не удастся, а оценка мелких пакетов вряд ли кардинально изменит ситуацию, оценку в $22—23 млрд. можно считать окончательной. Стартовая цена продажи активов будет определяться путем применения к этой оценке дисконта ликвидационной стоимости. Известно, что максимальный дисконт составит 25—30%. Скорее всего, он будет применен ко всему имуществу ЮКОСа за исключением принадлежащих ему 20% акций «Газпром нефти» и 9,44% акций «Роснефти». Представители компаний-оценщиков ранее заявляли, что для компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке, дисконт может составить около 10%.
Оценка стоимости компаний проводилась по состоянию на 1 октября 2006 года. На тот момент общая стоимость принадлежащих ЮКОСу акций «Газпром нефти» и «Роснефти» составляла $10,2 млрд. Применив к этой сумме 10-процентный дисконт, можно получить предполагаемую стартовую цену обоих пакетов акций — около $9 млрд.
К оставшимся $12 млрд. применяем дисконт в 30% и получаем совокупную стартовую цену остальных активов — около $8,5 млрд. То есть стартовая цена всего имущества ЮКОСа, скорее всего, не превысит $18 млрд. Эта сумма никак не совпадает с мнением основного акционера ЮКОСа — гибралтарской Group MENATEP, которая оценивает ЮКОС в $37,7 млрд., зато полностью отражает мнение конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна. Еще в июле, до решения суда о банкротстве ЮКОСа, он оценивал имущество компании в $18,3 млрд.
Государству хватит
Очевидно, что этих денег не хватит на покрытие всех долгов ЮКОСа. На данный момент подтвержденная судом кредиторская задолженность компании составляет $26,6 млрд. Главные кредиторы ЮКОСа — государство и «Роснефть» с «Юганскнефтегазом», а также две дочерние добывающие компании бывшей компании Михаила Ходорковского — «Томскнефть» и «Самаранефтегаз».
«В случаях, когда суммы, вырученной от продажи имущества должника, недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, требования кредиторов одной очереди удовлетворяются пропорционально», — утверждает юрист юридической фирмы Vegas-Lex Юлия Прокопенко. Так как большинство кредиторов ЮКОСа, включая государство и «Роснефть», — кредиторы третьей очереди, каждый должен получить около двух третей от своих требований.
Однако закон о банкротстве предусматривает, что пени и штрафы должны выплачиваться только после уплаты основного долга. В требованиях Федеральной налоговой службы пени и штрафы составляют около $6 млрд., и если хотя бы на некоторых аукционах по продаже активов ЮКОСа будет создано подобие конкуренции, все остальные кредиторы, включая «Роснефть», смогут получить свои деньги в полном объеме.
Претенденты на остатки
Создать конкуренцию на аукционах, в принципе, не составило бы труда. На любой из добывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых активов ЮКОСа нашлась бы масса претендентов.
Например, по территориальному признаку многие добывающие активы ЮКОСа могли бы быть интересны ТНК-ВР или «Русснефти». «ЛУКОЙЛ», активно развивающий свою нефтепереработку, мог бы заинтересоваться самарскими заводами и заправками опальной компании.
Однако, скорее всего, большинство активов ЮКОСа уже негласно (или по устной договоренности) распределено между «Роснефтью» и «Газпромом», преимущественно в пользу первой.
Так, участники рынка уверены, что «Самаранефтегаз» и Восточно-Сибирская нефтяная компания (владеет лицензией на крупнейшее Юрубчено-Тохомское месторождение, одно из базовых для нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан), достанутся «Роснефти», а «Томскнефть» и «Арктикгаз» — «Газпрому». Из нефтепереработки «Газпрому» может достаться разве что Ангарская нефтехимическая компания в Иркутской области, остальные заводы, скорее всего, купит «Роснефть», которая так в них нуждается.
В последнее время на рынке упорно ходят слухи, что к участию в аукционах по продаже нефтеперерабатывающих заводов может быть допущен и «Сургутнефтегаз», которому также не хватает собственной переработки. Не исключено, что взамен «Сургутнефтегаз» сыграет на стороне «Роснефти» в ходе аукциона по продаже ее собственных акций, находящихся у ЮКОСа. Самой «Роснефти» тратить около $6 млрд. на свои акции, после чего объявлять их казначейскими и гасить или продавать, нет смысла. К тому же на пакет может претендовать «Газпром», в результате чего стартовая цена аукциона будет существенно превышена. Поэтому наличность дружественного «Сургутнефтегаза», которой у компании скопилось порядочно, была бы в данном случае как нельзя кстати.
А сама «Роснефть» может тем временем сосредоточиться на необходимых ей активах ЮКОСа и акциях «Газпром нефти». По поводу их будущего между госкомпаниями явно нет никакой договоренности — недаром «Газпром» не торопится передавать «Газпром нефти» свои нефтяные лицензии до тех пор, пока не будет определенности с владельцем 20% акций компании.
Они свое получат Удобнее всех в преддверии аукционов устроилась «Роснефть». Компании можно только позавидовать: она является и вторым после государства кредитором ЮКОСа, и главным претендентом на его имущество.
Отметим, что из $10 млрд. задолженности ЮКОСа перед «Роснефтью» основную часть составляет задолженность перед «Юганскнефтегазом», которая образовалась в результате судебных решений, после того как «Юганск» перешел под контроль «Роснефти».
Закон, по словам Юлии Прокопенко из Vegas-Lex, не предусматривает прямую передачу имущества должника кредитору: то есть «Роснефти» все же придется покупать необходимые ей активы на аукционах. Для участия в них компания уже договорилась с западными банками о получении бридж-кредита в $24,5 млрд.
При этом, если сумма покупок «Роснефти» уложится в $10 млрд., активы ЮКОСа достанутся ей фактически бесплатно — после проведения аукционов «Роснефть» как кредитор получит эти деньги обратно. Именно поэтому ей было бы так удобно привлечь «Сургутнефтегаз» для покупки ее собственных акций — тогда сама «Роснефть» могла бы сосредоточиться на приобретении добывающих, перерабатывающих и сбытовых активов ЮКОСа.
Что касается «Газпрома», он, видимо, не рассчитывает особенно поживиться на аукционах по ЮКОСу. Действительно, покупать активы за деньги среди российских госкомпаний в последнее время стало немодно. Правда, в инвестпрограмму концерна на 2007 год заложены $3,75 млрд. на приобретение 20% акций «Газпром нефти».
Кроме того, в банковских кругах ходят слухи о скором привлечении «Газпромом» кредита в размере $10 млрд. Впрочем, сообщается, что $7,5 млрд. из них будут направлены на покупку доли в проекте «Сахалин-2» и лишь $2,5 млрд. — на активы ЮКОСа. При этом представители «Газпрома» и вовсе опровергают факт ведения переговоров о получении кредита.
Отметим, что покупателей «Самаранефтегаза» и «Томскнефти» ждет дополнительный «бонус»: мало того, что две крупные добывающие компании достанутся ему с 30-процентной скидкой, так после аукционов они как кредиторы еще получат деньги от должника-ЮКОСа.
Проигравшие
Самыми обделенными во всей этой истории были и останутся акционеры ЮКОСа — как мажоритарные, так и миноритарные. Требования Group MENATEP и ее аффилированных структур так и не были включены в реестр кредиторов.
Однако владельцам ЮКОСа, судя по всему, удалось продать контрольный пакет акций литовского нефтеконцерна Mazeikiu nafta исключительно в свою пользу. Напомним, деньги от продажи концерна должны были поступить на счет голландского суда, который распределил бы их между признанными им кредиторами ЮКОСа — компанией Moravel (аффилирована с Group MENATEP) и «Роснефтью», которая купила у банков—кредиторов ЮКОСа право требования выплаты остатков кредита, выданного еще осенью 2003 года.
Деньги от продажи Mazeikiu nafta польской PKN Orlen в размере $1,2 млрд., по данным конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна, поступили напрямую «дочке» Group MENATEP — компании Yukos International (аффилирована с владельцами ЮКОСа).
По той же схеме основные акционеры ЮКОСа могут продать 49% акций словацкой трубопроводной компании Transpetrol. Правда, правительство Словакии после долгих раздумий не одобрило сделку по продаже Transpetrol между ЮКОСом и «Русснефтью», а нового покупателя пока не нашлось.
Миноритарным акционерам, которые до последнего держали у себя бумаги ЮКОСа, и вовсе не повезло: закон о банкротстве никак их не защищает, и за свои акции им уже не удастся получить ни копейки.
«Опальная компания будет ликвидирована, а акции ЮКОСа полностью потеряют свою стоимость, — подчеркивают аналитики ФК «Мегатрастойл». — Следует также отметить, что с самого начала ситуации вокруг ЮКОСа аналитики придерживались негативного взгляда на развитие событий, рекомендуя немедленно продавать акции опальной компании».
Вместе с тем даже после продажи «Юганскнефтегаза» на рынке находились оптимисты, которые рассчитывали на сохранение бизнеса и стоимости компании. Несмотря на то, что на конец прошлой недели одна акция ЮКОСа еще стоила около $0,5, продать эти бумаги с каждым днем будет все труднее.