January
2007
Южно-Тамбейское не отдают "Газпрому" // Поэтому в интересах монополии поработает МВД
Дело «Тамбейнефтегаза» принимает новый оборот. Накануне рассмотрения апелляции Роснедр 23 октября, оспаривающей решение московского арбитража в пользу «Газпромбанк-Инвеста», активизировался департамент по борьбе с оргпреступностью МВД. Вчера он решил изъять в Росприроднадзоре документы, которые могут подтвердить выдачу лицензии на разработку Южно-Тамбейского месторождения.
Ранее арбитраж признал недействительным решение ведомства о переоформлении лицензии на Южно-Тамбейское месторождение с ОАО «Тамбейнефтегаз» на его дочернюю структуру ОАО «Ямал СПГ». Но, несмотря на это, обратно лицензии так и не переданы, что квалифицируется юристами как нарушение законодательства и грозит владельцам акций «Ямал СПГ» уголовным преследованием и штрафами, поясняет Альберт Еганян, управляющий партнер юридической компании «Вегас-Лекс».
Южно-Тамбейское месторождение расположено на северо-востоке полуострова Ямал. Его запасы - 1,2 трлн куб. м газа и 40-60 млн т конденсата. В рамках его освоения планируется поставлять СПГ в США. Общая стоимость проекта - 5,5-6 млрд долл. Ранее лицензия на месторождение принадлежала «Тамбейнефтегазу», 74,9% акций которого владеют структуры, подконтрольные предпринимателю Николаю Богачеву. В июне 2005 года акционером стал входящий в группу «Газпром» «Газпромбанк-Инвест», выкупивший 25,1% акций «Тамбейнефтегаза» у НОВАТЭКа.
Г-н Богачев планировал привлечь к участию в проекте иностранные компании Repsol, Shell и Petro-Canada. В результате была создана компания «Ямал СПГ», на баланс которой была передана лицензия на Южно-Тамбейское месторождение. «Ямал СПГ» планировал провести допэмиссию акций на 6 млрд руб., в результате которой 49% должны были получить иностранцы, а контрольный пакет - «Тамбейнефтегаз». Г-н Богачев предлагал участвовать в эмиссии и «Газпромбанк-Инвесту», но компания отказалась. Вместо этого «дочка» «Газпромбанка» в июне 2005 года обратилась в суд с целью оспорить перевод лицензии на «Ямал СПГ».
«Газпромбанк-Инвесту» удалось доказать в московском арбитраже, что у «Ямал СПГ» отсутствовали лицензии на проведение маркшейдерских работ, хранение нефти и газопродуктов, работу со взрывоопасными объектами, а также на водопользование и создание земельных отводов. А в результате переоформления лицензии были нарушены права «Газпромбанк-Инвеста» на частную собственность, свободу предпринимательской деятельности и дивиденды. Как рассказал РБК daily представитель «Газпромбанк-Инвеста» Ольга Хроленко, несмотря на то что решение первой инстанции в данном случае должно вступать в законную силу даже до рассмотрения апелляции, «Тамбейнефтегаз» так и не получил лицензию обратно.
Аналитики говорят о том, что «Газпром» через свою «дочку» заинтересован в получении контроля над «Тамбейнефтегазом». Константин Батунин из Альфа-Банка полагает, что у газовой монополии сильный административный ресурс и она все-таки добьется своего по суду тем или иным путем. Однако он напоминает, что препятствием может послужить недавно принятая в закон «О недрах» поправка, позволяющая свободно передавать лицензии от материнской компании дочерней и наоборот. Альберт Еганян подчеркивает, что лицензии могут передаваться только с оборудованием, необходимым для освоения месторождения, а в данном случае этого не произошло. Поэтому велика вероятность, что апелляция поддержит решение первой судебной инстанции.
Ольга Хроленко из «Газпромбанк-Инвеста» утверждает, что переговоров о покупке дополнительной доли акций «Тамбейнефтегаза» у Богачева или его структур не ведется. А Наталья Мильчакова из брокерского дома «Открытие» напоминает, что у «Газпрома» имеются другие рычаги влияния на «Ямал СПГ» даже в том случае, если лицензию переоформить не удастся. По закону об экспорте газа этой компании все равно придется работать через посредничество дочки «Газпрома» компании «Газэкспорт», что сделает нерентабельной разработку месторождения с участием иностранных инвесторов. Аналитик оценила «Тамбейнефтегаз» в 200-300 млн долл.