+ 7 (495) 933-08-00

Publications

31
July
2007

Отравленная пилюля для "Газпрома" // "Итера" не уступила ему контроль над "Сибнефтегазом"

Alexandra Vasyukhnova, Partner, Head of Technology and Investment group

“Итера”, вынужденная продать “Газпрому” свой крупнейший актив — “Сибнефтегаз”, не уступила ему контроль над компанией. Перед продажей “Газпрому” 51% “Сибнефтегаза” она утвердила такие поправки в его устав, по которым ключевые решения принимает совет директоров девятью голосами из 11. Без “Итеры”, у которой осталось 27,9% акций, их не набрать и устав не изменить. 

“Сибнефтегаз” был последним значимым активом “Итеры”. Компания была полностью готова к запуску Берегового еще в 2003 г., но тогда все ограничилось торжественным зажжением факела на месторождении. “Газпром”, ссылаясь на отсутствие свободных мощностей, не дал “Итере” разрешения на поставку газа в трубу. 

Все изменилось после того, как “Итера” согласилась на продажу 51% “Сибнефтегаза” Газпромбанку. Эта сделка стоимостью $131,5 млн закрылась в декабре 2006 г., и эксперты сочли, что “Итера” продешевила минимум втрое. Сейчас, после начала добычи на Береговом, “Сибнефтегаз” может стоить до $2 млрд, а контрольный пакет — $1 млрд, считает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. 

Но “Итера” смогла отыграться — она так и не уступила “Газпрому” контроль над компанией. Уставные документы “Сибнефтегаза” таковы, что 51%-ная доля не дает “абсолютного контроля” над компанией, признался “Газпром” в июльском меморандуме к выпуску еврооблигаций. 

Представители “Газпрома” и Газпромбанка от комментариев отказались. Связаться с представителями “Сибнефтегаза” не удалось, устав в открытых источниках компания не публикует. Но два члена совета директоров “Сибнефтегаза” уточнили “Ведомостям”, что имел в виду “Газпром”. 

У совета директоров “Сибнефтегаза” очень широкие полномочия, объясняют они. К примеру, только совет может назначать и снимать гендиректора и членов правления компании, утверждать условия контрактов с ними и даже распоряжаться главным активом — лицензиями: именно совет может принимать решения об их переоформлении, уточняет один из собеседников. Эти выдержки из устава “Сибнефтегаз” публикует в квартальных отчетах, но главного ограничения не указывает. 

Все решения совет директоров “Сибнефтегаза” принимает девятью голосами из 11, говорят оба собеседника “Ведомостей”. А у “Газпрома” лишь шесть представителей в совете (три — у “Итеры”, два — у “Акрона”). 

Это ограничение внесено в устав “Сибнефтегаза” собранием акционеров 31 июля 2006 г., спустя два дня после объявления о готовящейся сделке с “Газпромом”, уточняет один из директоров компании. Та же дата указана и на копии этих поправок, имеющейся в распоряжении “Ведомостей”. “Сибнефтегаз” тогда официально отчитался о проведении такого собрания, но суть поправок в устав не раскрыл. Представитель “Итеры” не смог это прокомментировать. 

“Итера” хорошо подготовилась к приходу “Газпрома”, отмечают эксперты. Чтобы обеспечить себе три кресла в совете директоров, “Итере” достаточно 25% плюс 1 акция, подсчитал Шеин. Этого пакета хватит, чтобы блокировать изменения в устав на собрании акционеров. Поправки в устав, принятые перед приходом “Газпрома”, не противоречат закону об акционерных обществах, отмечает руководитель коммерческой практики “Вегас-Лекса” Александра Васюхнова. Например, совет директоров “Вымпелкома” утверждает назначение и отставку гендиректора, а также покупку долей в других компаниях восемью голосами из девяти. 

Приходилось сталкиваться с похожей ситуацией и самому “Газпрому”: в совете “Нортгаза”, где “Газпрому” также принадлежит 51% акций, все решения принимаются единогласно.



Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement