March
2008
Нужны новации
Сollective of authors, VEGAS LEX
Довран Горагозов, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс»
– На что должна ориентироваться Транспортная стратегия России до 2030 года, какие цели она должна ставить, какие основные положения содержать?
– Представляется, что основным ориентиром Транспортной стратегии России до 2030 года должно стать повышение конкурентоспособности транспортной системы, а также динамичное развитие на иностранных рынках (в частности, на пространстве стран СНГ, Ближнем Востоке).
К основным целям Транспортной стратегии России до 2030 года следует отнести модернизацию транспортной системы, повышение качества и безопасности услуг, а также формирование адекватной, не противоречивой нормативно-правовой базы. В последнем случае речь идёт не только о внутреннем российском законодательстве, но и о международном в части гармонизации различных транспортных правовых систем.
– Насколько велика потребность транспортной отрасли в этом документе, не будет ли он «мёртворождённым»? Каковы должны быть механизмы применения стратегии?
– Транспортная стратегия России до 2030 года как документ, несомненно, является востребованным, так как фактически в нём определяется государственная политика в сфере транспорта на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Как правило, при разработке подобного рода документов анализируется и оценивается текущее состояние соответствующей отрасли, выявляются проблемные зоны и формируется целевой сценарий. В связи с этим полагаем, что документ, определяющий стратегию развития отрасли, не может быть «мёртворождённым». А вот удастся ли достигнуть поставленных в стратегии целей, зависит от того, какие средства будут выбраны для их достижения, окажутся ли они эффективными.
– Захочет ли транспортный бизнес участвовать в разработке транспортной стратегии?
– Разработка подобного рода документов всегда должна иметь аспект публичности, то есть в его разработке должны принимать участие все интересанты отрасли. Ведь документ в конечном итоге рассчитан на то, чтобы работа в соответствующем сегменте экономики была выгодной, а отсюда и инвестиционная привлекательность, налоговые отчисления, то есть эффективная экономика.
Старые транспортные схемы сдерживают развитие всех предприятий– Сейчас существует «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», должна ли она быть включена в общетранспортную стратегию полностью или частично?
– «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», одобренная правительством в сентябре 2007 года, находится на доработке. Вместе с тем, вероятно, что итоговый вариант не претерпит существенных изменений. Вопрос о том, должна ли транспортная стратегия учитывать «Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года», должен решаться исходя из двух параметров. Во-первых, это качество документа. Следует признать, что он выполнен на достаточно высоком уровне и учитывает реальные потребности железнодорожной отрасли. Во-вторых, значение железнодорожного транспорта в транспортной системе страны. И здесь достаточно будет отметить, что железнодорожный транспорт является для страны стратегическим. Думаю, важно, чтобы были учтены все достижения, инновационные наработки, сделанные в рамках разработки «Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года».
– Как в транспортной стратегии учесть баланс интересов различных видов транспорта, которые нередко между собой конкурируют?
– Как уже отмечалось ранее, в стратегии должны быть сформулированы или, если угодно, формализованы, цели и задачи первого уровня. И здесь цели первого уровня для всех видов транспорта совпадают: конкурентоспособность, безопасность, качество услуг (кстати, сюда же можно отнести и повышение мобильности), совершенствование законодательства. Если же говорить о конкуренции с точки зрения очерёдности финансирования мероприятий в том или ином виде транспорта, то полагаем, что здесь должен сохраняться баланс интересов всех видов транспорта.
– Как вы считаете, в чём должно быть принципиальное отличие нынешней транспортной стратегии от предыдущего аналогичного документа?
– Транспортная отрасль – «живой организм», который меняется в том числе под влиянием внешних факторов. За годы принятия предыдущей транспортной стратегии произошли изменения в экономике, технологиях. Конечно, всё это должно учитываться в новом документе. Равно как и тенденции изменения приоритетов государственной политики в сфере транспорта, определяемые руководством страны. Если результаты значительно отличаются от целевых показателей, то это повод для анализа и выработки новых средств, механизмов для достижения поставленных целей и задач.