October
2008
Акционерно-ограниченное общество
Сollective of authors, VEGAS LEX
Минэкономразвития готовит «бархатную» революцию для акционерных обществ. В ведомстве собираются вообще отказаться от нынешнего деления АО на закрытые и открытые и, ориентируясь на международную практику, ввести новую их классификацию, основанную на критерии публичности.
С идеей отказаться от деления акционерных обществ на закрытые и открытые российское правительство носится на протяжении уже нескольких лет.
Еще Герман Греф, будучи главой Минэкономразвития, активно призывал отойти от такого принципа деления, предлагая различать акционерные общества по степени их публичности. Им же, кстати, высказывались и более радикальные предложения — отказать в праве на существование такой форме собственности, как закрытое акционерное общество, и преобразовать все ЗАО в общества с ограниченной ответственностью.
Но ни смена руководства в Минэкономразвития, ни изменение его полномочий и собственно названия после административной перестройки весной этого года не охладили реформаторский пыл министерства перекроить организационно-правовые формы.
Подавляющее большинство возникших в результате приватизации открытых акционерных обществ, говорят специалисты МЭР, не являются публичными компаниями. Они не осуществляют привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций и их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Да и вряд ли такие компании станут публичными в будущем. В общем, решить поставленную при проведении массовой приватизации задачу по созданию системы широкой акционерной собственности не получилось, признают в Минэкономразвития.
Нормальным состоянием акционерного общества является именно его открытая форма, считают в министерстве. Закрытая же форма общества рассматривается как переходная фаза, после которой компания должна или выйти на биржу, или выбрать другую организационно-правовую форму, к примеру реорганизоваться в общество с ограниченной ответственностью. Тем более что между обществом с ограниченной ответственностью и закрытым акционерным обществом практически нет разницы.
Чтобы, как говорится, «взбодрить» и простимулировать российский бизнес, сделать его более прозрачным и привлекательным для потенциальных инвесторов, в Минэкономразвития намерены устранить все эти противоречия и реформировать организационно-правовую форму АО.
Сейчас мэровцы как никогда близки к реализации своей давнишней идеи — концепция проекта о переходе к единому понятию акционерного общества, без разделения их на закрытые и открытые, уже подготовлена. Классифицировать акционерные общества согласно разработанной концепции все же предполагается, но по критерию публичности. В зависимости от порядка привлечения капитала, обращения акций и раскрытия информации общества, используя международный подход, собираются разделить на публичные и непубличные.
Требования к публичным и непубличным обществам будут предъявляться разные. К первым — более жесткие как по структуре корпоративного управления, так и по качеству раскрываемой информации. За публичность придется платить предельно прозрачной отчетностью.
Руководству непубличных обществ, напротив, будет предоставлена относительная свобода в принятии решений, а раскрывать информацию им придется только тогда, когда они захотят выйти на рынок.
На этом попытки Минэкономразвития радикально пересмотреть организационно-правовые формы ведения бизнеса не заканчиваются — обществам с ограниченной ответственностью также предстоят определенные пертурбации. Причем, если идея о реформе АО пока обсуждается на уровне концептуальных предложений, законопроект с поправками в Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» уже прошел первый этап принятия — первое думское чтение. Прошел, правда, давно, осенью 2005 года, даже успел «пережить» второй состав Думы. После очередного переноса законопроекта его обсуждение во втором чтении намечено на ноябрь.
Среди основных изменений, которые ожидают ООО, — упразднение существующей в настоящее время двойственности учредительных документов ООО путем исключения из их перечня учредительного договора, а также корректировка правил выхода участников из общества (в частности, введение запрета на свободный выход из ООО).
В любом случае спешим успокоить, что в ближайшей перспективе глобальные потрясения российскому бизнесу точно не грозят. Ведь пока эти предложения и идеи будут окончательно доработаны, переработаны, согласованы и приняты, столько воды утечет...
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Жанна Манкулова, Руководитель Корпоративной практики Юридической фирмы «Вегас-Лекс»
— Переход к единой организационно-правовой системе корпораций потребует радикального изменения законодательства. И так как даже качественный закон не гарантирует отсутствия побочных эффектов, на безболезненность реформы рассчитывать не приходится. Взять хотя бы стоящий ребром вопрос, связанный с перерегистрацией существующих акционерных обществ...
Кроме того, многие компании скорее всего не смогут соответствовать критериям публичности и не сочтут для себя оправданным соответствовать иным критериям. Возможно, это вынудит их отказаться от формы непубличного АО и принять еще менее прозрачную форму ООО.
Вместе с тем серьезно оценивать инициативу и говорить о последствиях пока рано. Нужно дождаться появления законопроекта.