June
2009
Проект "Мост через кризис"
Несмотря на то, что экономический спад не преодолен, пришло время начинать долгосрочное планирование. Постепенное оживление экономике способны придать инфраструктурные проекты на территории регионов.
B последние полгода термин «стратегия» практически исчез из нашего лексикона, на замену ему пришло другое существительное — «мера». С помощью мер, а точнее, накопленных за тучные годы денег, власти спасали банковскую систему и отдельные компании, а сейчас пытаются не дать умереть малому бизнесу, поддержать население, лишившееся работы, и так далее. Это оправдано и логично: когда все горит, нужно тушить пожар, а не рассуждать о том, почему он случился. Но острая фаза рано или поздно закончится. И поднимется самый больной вопрос — что будет дальше. Нужно ли в условиях спада стратегическое планирование — эта тема стала главной на традиционно проводимом в Екатеринбурге Российском экономическом форуме. «Пора говорить не о сущности кризиса, а о том, как не допустить депрессии и двигаться дальше», — задал тон дискуссии модератор форума главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.
Не рассосется
Для начала нам всем потребуется решить далеко не экономическую проблему — преодолеть психологический шок, связанный с ожиданиями конца кризиса. Несколько месяцев подряд все мы дружно искали некое дно, свято веря в то, что как только мы его достигнем, начнется рост и все будет по-прежнему. Главное — переждать, убеждали мы себя. Но ничего само по себе не начнется и прежней жизни уже не будет, убежден руководитель школы управления и демократии (Литва) Аташес Газарян:
— Кризис смоет все, что должно было погибнуть. Поэтому тратить деньги на реанимацию трупов бессмысленно. Лучше определиться с теми, кто нас вытащит. Они должны пойти вперед. И тогда появятся и зарплаты, и инвестиции, и рабочие места.
Сторонников такой позиции в среде бизнеса все больше.
— Сейчас государство на всех уровнях, от федерации до муниципалитетов, только перераспределяет доходы, но не создает условия для получения новых. Не нужно просто раздавать людям льготы и деньги, предложите им достойную работу, гарантию стабильности. Остальное они сделают сами, — уверен генеральный директор УГМК-холдинга Андрей Козицын.
Казалось бы, решение очевидно: достать с полки докризисные проекты стратегий развития городов, регионов, страны и начать их реализацию. Но, во-первых, за время экономического бума документ, одобренный всем обществом и окончательно принятый на уровне федерации, так и не появился. Мы имеем лишь отдельные программные заявления. А во-вторых, нет необходимых для их реализации институтов.
— У нас все замечательно со стратегическими документами, они отлично висят на сайте любой администрации, — иронизирует президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. — Но проблема в том, что у нас нет института стратегического планирования как механизма согласования приоритетов всех уровней. Я убедился в этом на примере печального и тяжелого опыта подготовки стратегии федеральных округов: мы столкнулись с тем, что у федерации одни приоритеты, у регионов — другие, и увязать их невозможно. При этом нет даже общих правил прогнозирования. Но если мы не понимаем, сколько энергии и стали нам потребуется, как мы можем строить стратегии? Получим элементарное переинвестирование, деньги уйдут впустую.
Не новая, но эффективная
Безусловно, и стратегию, и институты создавать надо, иначе мы войдем в новую стадию со старыми проблемами. Но для этого требуется главное — понимание трендов, на основе которых можно определить потребности и составить прогнозы. Между тем стимулировать внутренний спрос пора уже сейчас.
— Если нет спроса, то нет смысла производить товары и услуги. В этой ситуации инвестиции имеют мало экономического смысла. Владельцы денег сто раз подумают, прежде чем рискнут начать инвестирование, — считает управляющий директор группы компании «Тройка Диалог» Андрей Шаронов.
Федеральная власть пытается решить эту задачу традиционным путем — стимулированием отдельных отраслей экономики, имеющих потенциал импортозамещения. По словам статс-секретаря, заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова, новые инвестиционные приоритеты видятся на данный момент в легкой и пищевой промышленности: «Есть шанс, что эти отрасли, потребляющие новое оборудование, будут стимулировать спрос на машиностроение». Стратегия развития легпрома даже подготовлена.
Однако отраслевой подход в выборе приоритетов себя изжил: практика показывает, что сегодня прорывы часто совершаются в убитых, на первый взгляд, сегментах. Кроме того, он не позволяет эффективно привлечь малый и средний бизнес. Большинство ведущих ученых, принявших участие в научно-практической конференции «Азия и Россия в условиях глобальной экономической нестабильности», прошедшей в Екатеринбурге в апреле этого года и ставшей научной площадкой РЭФ, говорили о том, что более перспективным видится проектный метод (см. «Кризис оптимизма» [1], «Э-У» № 17 от 11.05.09). Конечно, когда не решены многие текущие задачи и нет соответствующих институтов, создавать новые масштабные проекты в рамках федерации сложно. Нам в этой ситуации близка позиция Андрея Шаронова, который предлагает формировать небольшие точки роста, которые позволяли бы пошагово оживлять экономическую активность. С наибольшей долей вероятности такой эффект могут дать региональные инфраструктурные проекты:
— Они исключительно или в значительной степени должны базироваться на участии отечественных производителей, что будет порождать длинные цепочки спроса в машиностроении и производстве строительных материалов, вовлекать малый бизнес. Это даст шанс хотя бы сохранить рабочие места. Такова одна из идей, которой в условиях кризиса пользовались многие страны.
Вариант более предпочтителен еще и потому, что практически не имеет рисков неправильной расстановки приоритетов: дороги, в отличие от сталелитейных комбинатов, нужны будут при любой траектории развития экономики. При этом важно, что все подобные проекты находятся в компетенции региональных властей, считает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-лекс» Альберт Еганян:
— Создание социальной комфортной среды для жителей региона в той или иной степени относится к сфере управления территориальной администрации. Кроме того, это выгодные проекты. Утилизация твердых бытовых отходов, вода, тепло, аэропорт, местные дороги, транспорт — эти сферы бизнеса уже генерируют большой денежный поток.
Искусство лобби
Если положить в основу сценарий постепенной реанимации, возникает вопрос: где брать средства для запуска проектов? Парадокс нынешней ситуации в том, что в российской экономике есть не только проблемы, но и деньги. Источник первый — население: его сбережения нужно трансформировать в инвестиции. Однако банки из-за кризиса системы риск-менеджмента сегодня не способны взять на себя роль этого трансформатора. Второй источник — государство. «У нас сегодня сложилась интересная ситуация. Мы имеем проблемы региональные, а возможности федеральные, — считает первый заместитель председателя правительства Свердловской области, министр экономики и труда Михаил Максимов. — Возможности на уровне федерации мы вместе аккумулировали последние пять лет и глупо сейчас не потратить их на решение долгосрочных задач».
Если деньги есть у власти, то перед регионами стоит простая по форме и сложная по реализации задача — убедить центр транслировать их в регионы. «Просите», — дает банальный совет замминистра регионального развития РФ Роман Панов:
— Задача региональных властей — максимально активная работа с федеральным центром в части многочисленных программ федерального финансирования.
И нужно в этих программах участвовать. Это десятки миллиардов рублей на содействие занятости населения, сотни миллиардов рублей на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Артур Еганян считает, что надо лишь грамотно подойти к вопросам лоббирования интересов регионального бизнеса. На федеральном уровне есть желание ввести новые инструменты, но нет понимания, как они могут быть реализованы промышленными предприятиями в регионах:
— И вот в этот момент, как мне представляется, рождается шанс на взаимодействие между региональным бизнесом, администрациями и федеральными властями. Региональная администрация в состоянии осуществлять представительские функции в федеральном центре по отношению
к тому бизнесу, который расположен на ее территории. Качественное представительство может породить значительное количество экспериментов, снабженных деньгами.
По мнению Валерия Фадеева, параллельно с этим региональной власти стоит и самой начинать привлечение средств частных инвесторов: «Это можно сделать через выпуск региональных целевых облигаций под гарантии федеральных властей». Если к этому присовокупить еще и механизмы стимулирования инвестиций, то эффективность инфраструктурных проектов может быть достаточно высока. К примеру, Андрей Козицын считает, что совершенно неоправданно из практики выведен такой инструмент, как налоговые каникулы:
— Применение этого механизма традиционно рассматривается как выпадение бюджетных доходов, с чем я категорически не согласен. При предоставлении налоговых каникул по всем налогам, кроме НДС, НДФЛ и ЕСН, сроки окупаемости усредненного промышленного проекта сокращаются на 30%, что, как правило, делает проект привлекательным. Это позволяет создать новые рабочие места, поднять внутренний спрос на сырье, снизить зависимость от экспорта. Таким образом, применение механизма налоговых каникул ведет не к уменьшению, а к увеличению поступления налогов в бюджет. Специально подчеркну: каникулы — это не льгота, не подарок и не одолжение предпринимателю. Это нормальное широко распространенное в мире и хорошо зарекомендовавшее себя институциональное решение проблемы создания рабочих мест и новых дополнительных источников налоговых поступлений для вновь создаваемого бизнеса.
Дайте лопату
На уровне федерации понимание того, что инфраструктурные проекты в регионах надо развивать, созрело. Однако далеко не все чиновники считают, что делать это следует за счет бюджета. Директор центра частно-государственного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов говорит, что в новой ситуации роль регионов должна заключаться не в том, чтобы ходить с протянутой рукой, а в том, чтобы планировать долгосрочное развитие: «На протяжении последних трех лет мы пытались закидать проблему развития инфраструктуры бюджетными деньгами. Сейчас ее невозможно решить без государственно-частного партнерства. В этой связи для нас совершенно очевидно, что само определение «государственно-частное партнерство» должно меняться. Мы уходим от понимания ГЧП как складчины, в рамках которой возникает объект для привлечения бюджетных инвестиций. Мы приходим к тому, что государство выступает в роли организатора проекта для того, чтобы привлечь как раз внебюджетные инвестиции».
Однако выступать в роли такого организатора не дает отсутствие достаточных полномочий.
— Мы можем провозглашать любые стратегии, но у нас, к сожалению, нет лопаты, которой можно копать инвестиционный канал, — сокрушается Михаил Максимов. — Чтобы реализовывать проекты, надо по большому счету добиваться того, чтобы бизнес на стадии старт-ап работал только в той части, где он и должен работать — маркетинг, персонал и так далее.
А сейчас все проекты перегружены, потому что на бизнесе лежит еще и необходимость принятия на себя административных рисков, прежде всего на стадии выделения земельных участков. Региональная власть должна разделять с бизнесом ответственность именно за эти риски, а для этого ей нужны полномочия и ресурсы.
И полномочия, и ресурсы предоставить регионам нужно. На условиях равной конкуренции. Это позволит не просто построить мосты и дороги, но и даст шанс региональному менеджменту проявить себя. И вот на этой практической базе уже можно постепенно начинать формировать новые стратегии и программы.