September
2009
Опасная игра слов
Российские авиакомпании активно включились в доставку пассажиров "КД Авиа", застрявших в различных аэропортах после того, как калининградский перевозчик остановил продажу билетов, подал в суд заявление о признании его банкротом и прекратил полеты по большинству направлений маршрутной сети. Возмещение расходов авиакомпаниям, которые перевозят чужих пассажиров, предусмотрено постановлением правительства №321 от 13 апреля 2009 г., однако из-за юридических тонкостей поступление средств авиакомпаниям может задержаться. В то же время сами перевозчики полагают, что никаких осложнений с возмещением их расходов не произойдет.
Пассажиров калининградской авиакомпании "КД Авиа", застрявших в различных аэропортах в России и за ее пределами после того, как перевозчик прекратил полеты по большинству своих маршрутов, доставляют согласно приобретенным билетам российские авиакомпании. Среди тех, кто "подставил крыло", "Аэрофлот - российские авиалинии", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7, "ЮТэйр" и "Скай Экспресс". По сообщению пресс-службы Росавиации, на утро понедельника число перевезенных пассажиров превысило 1 тыс. 700 человек, к вечеру того же дня оно перевалило отметку в 3 тыс. человек, и постоянно увеличивается. Наибольшее число мест предоставил "Аэрофлот", который, по заявлению директора департамента по связям с общественностью Льва Кошлякова, только один перевез на вечер понедельника почти 2 тыс. 500 человек, для чего были выделены свободные места на ряде рейсов, а также организованы четыре дополнительных чартерных рейса. Более скромные показатели у "Сибири" - примерно 250 пассажиров, отмечает руководитель пресс-службы S7 Кирилл Алявдин. Это объясняется тем, что маршрутные сети "КД Авиа" и "Аэрофлота" пересекаются по большинству направлений, а у "Сибири" пересечений с калининградской авиакомпанией значительно меньше.
Пожалуй, главным итогом нескольких авральных дней стало то, что удалось избежать социальных взрывов и громких акций со стороны пассажиров, которым пришлось длительное время ожидать своего вылета, хотя количество пострадавших клиентов ни чуть не меньше. В отличие от ситуации, сложившейся год назад, складывается ощущение, будто клиентов "КД Авиа" вывозят гораздо более организованно, чем пассажиров авиакомпаний альянса AiRUnion. Отчасти этому способствует активная информационная поддержка кампании со стороны Росавиации, а отчасти - то обстоятельство, что еще 13 апреля правительство Российской Федерации выпустило постановление "Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта". Данный документ вступил в силу 17 апреля и сегодня перевозчики, которые оказывают помощь пассажирам "КД Авиа", рассчитывают как минимум на компенсацию своих расходов.
В постановлении указывается, что из средств федерального бюджета 5 млрд рублей направляется на предоставление субсидий авиакомпаниям, которые будут выполнять перевозки пассажиров, а также конкретизируются правила предоставления субсидий. И в этом документе кроется одна проблема, которая может обернуться авиакомпаниям задержками в получении бюджетных средств. Дело в том, что, как следует из названия и текста постановления, субсидии из федерального бюджета полагаются перевозчикам, которые вывозят пассажиров авиакомпании, "в отношении которой принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта". В свою очередь, на сайте Росавиации однозначно указано, что "По решению сертификационной комиссии Росавиации, с 00 часов 14 сентября 2009 года... аннулирован сертификат эксплуатанта ОАО "КД Авиа". Складывается опасная коллизия: по формальному признаку действие постановления №321 не должно распространяться на авиакомпании, которые перевозят пассажиров "КД Авиа". Что же происходит на самом деле?
Согласно постановлению правительства №321, авиакомпании при перевозке пассажиров "КД авиа" получат субсидии из федерального бюджета, уверяют в Росавиации. Субсидии будут предоставляться при перевозке пассажиров авиакомпании, которая приостановила свою операционную деятельность. "Приостановка свидетельства и аннулирование предполагает, по сути, одно и тоже, авиакомпания прекращает свою операционную деятельность", - говорит представитель ведомства Сергей Звонский.
Оптимизм представителя авиационных властей не разделяет управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. "Безусловно, с точки зрения действующего законодательства разница между приостановкой сертификата эксплуатанта и его аннулированием значительная: приостановка - это временная мера, а аннулирование - постоянная", - констатирует он. По мнению специалиста, такого несовпадения формулировок может оказаться вполне достаточно для того, чтобы создать большие проблемы в перечислении средств авиакомпаниям. "Это может привести к тому, что авиаперевозчики, которые будут вывозить пассажиров "КД Авиа", так и не получат субсидии до тех пор, пока нормативная база не будет приведена в соответствие", - предупреждает эксперт. Он напомнил, что сам пример авиакомпании "КД Авиа" показателен, так как выделенные ранее на проведение дополнительной эмиссии средства в размере 4 млрд рублей так и не дошли до перевозчика, и отчасти именно это обстоятельство спровоцировало остановку его деятельности. Впрочем, отмечает А.Еганян, все риски неполучения субсидий снимаются, если на высшем уровне будет принято волевое решение о выделении средств.
Есть и еще одно обстоятельство, ставящее под сомнение предоставление бюджетных субсидий в ряде случаев. В постановлении указывается, что правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий российским авиаперевозчикам для возмещения недополученных ими доходов при перевозке на регулярных рейсах на внутренних воздушных линиях, за исключением местных воздушных линий, или на международных воздушных линиях в части перевозки на территорию РФ. В то же время известно, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" вывозили пассажиров с билетами "КД Авиа" и из России. "У нас есть телеграмма, подписанная (руководителем Росавиации - АвиаПорт) Геннадием Курзенковым, там говорится: всех пассажиров брать, вне зависимости от того, осуществляется ли перевозка по внутренним или международным направлениям. И мы таких пассажиров перевозим", - отметил заместитель генерального директора авиакомпании "Трансаэро" по внешним связям Дмитрий Столяров. Несколько другая позиция у "Аэрофлота": "Мы осуществляем международную перевозку только в том случае, если она является продолжением перевозки на внутреннем маршруте", - уточняет Л.Кошляков. Но и в случае с национальным перевозчиком несовпадение трактовок налицо. Однако в "Аэрофлоте" парируют: "мы исходим из того, что по тому письму, которое мы получили из Росавиации, мы действительно находимся в рамках постановления".
Собеседник в авиационной отрасли рассказал "АвиаПорту", что игроки рынка достаточно спокойно воспринимают эту ситуацию. "Это просто игра слов, - полагает он. - На совещании в Росавиации 3 сентября, где присутствовали представители авиакомпаний, были сделаны все необходимые разъяснения, и опасений в том, что средства не дойдут до перевозчиков, ни у кого не возникло". Другой собеседник, также принимавший участие в совещании, охарактеризовал взаимодействие авиационных властей и перевозчиков такой фразой: "Нам сказали, что надо вывозить пассажиров, и все сказали - будем возить". "Первым делом надо вывезти пассажиров, что мы и делаем, а остальные вопросы урегулируем потом", - резюмирует Д.Столяров.
Вопрос о том, пропустит ли министерство финансов РФ такую ошибку, или откажется перечислять средства, сославшись на нарушение положений бюджетного кодекса, остается открытым. Однако авиакомпаниям, которые несут вполне ощутимые расходы уже сегодня, в современной непростой ситуации нужна полная уверенность в том, что потраченные средства они смогут вернуть в кратчайшие сроки, и что прошлогодняя ситуация, когда авиакомпания "Атлант-Союз", вывозившая пассажиров AiRUnion, накопила огромные долги, не повторится. Больше того, выполнение перевозок на международных линиях в части перевозки из России за границу однозначно не попадает под действие постановления №321, и нужно иметь дополнительный источник средств, чтобы финансировать эту перевозки.
Сложившаяся ситуация неожиданно заставляет вспомнить еще об одном внебюджетном источнике средств, которые поступают в Федеральное агентство воздушного транспорта. Источник "АвиаПорта", пожелавший сохранить анонимность, предположил, что "Аэрофлот" сможет получить возмещение понесенных расходов при перевозке по международным линиям по другой схеме. "Не забывайте, что у "Аэрофлота" есть пролетные деньги, часть из которых авиакомпания отдает в Росавиацию. Скорее всего, именно из этих средств чиновники и рассчитаются за перевозку пассажиров", - предположил он. Другой собеседник считает, что у Росавиации еще есть время, чтобы переписать решение сертификационной комиссии, приостановить действие сертификата, а не аннулировать его вовсе, и закрыть хотя бы часть вопросов, связанных с перевозками в рамках постановления №321. Этим, по мнению собеседников, и объясняется уверенность авиационных властей в том, что авиакомпании будут перевозить пассажиров авансом, несмотря на все возможные риски.
Но, так или иначе, в процессе получения субсидий остается слишком много спорных вопросов, деталей, которые определяются персональными договоренностями между чиновниками и руководством авиакомпаний. Все это делает систему неустойчивой и повышает вероятность того, что опасная игра слов и понятий обернется большим скандалом.