December
2009
Игры на выезде // Под Новый год сотовики наживаются на чудовищно дорогом роуминге
Сollective of authors, VEGAS LEX
Мобильная связь, как и в середине 90-х годов, вновь может стать предметом роскоши. Несмотря на постоянную рекламу по снижению тарифов со стороны сотовых компаний, на деле расходы на оплату счетов мобильной связи с начала этого года только растут. Причём повышение цен оказывается незаметным для невъедливого потребителя, поскольку тарифы поднимаются в основном на услуги роуминга. Интересно заметить, что при этом растёт стоимость связи именно со странами СНГ, которая по логике должна была бы обходиться дешевле, чем звонки в дальнее зарубежье. В полной мере это ощутят те, кто в праздники решит навестить родных и близких в недалёком зарубежье.
Сегодня минута разговора на территории СНГ россиянам обходится в три-шесть раз дороже, чем аналогичный разговор в пределах стран Евросоюза. Учитывая, что в условиях кризиса значительное количество наших сограждан были вынуждены провести свой отпуск недалеко от родины, расходы на мобильную связь выглядят тем более значительно. Однако, как отмечают аналитики рынка, ждать скорого снижения тарифов, к сожалению, не приходится.
Разница в стоимости роуминга в странах СНГ и Европы оказалась столь значительной, что тарифы сотовых операторов даже заинтересовали Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
«В странах СНГ за роуминг мы платим на 300-600% больше положенного», - заявил на днях глава ведомства в ходе пресс-конференции, прошедшей в рамках заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике.
Вероятность того, что сотовые операторы действительно будут понижать тарифы, существенно повысится только в том случае, если вопрос будет переведён в политическую плоскость.
По его словам, в ближайшее время планируется разработать «оперативный план, по которому будут проверяться компании мобильной телефонии, а соответствующие решения будут предложены правительствам наших стран».
Вопрос о возможности снижения платы за роуминг для сотовых операторов тем более актуален, если учитывать, что в период кризиса продолжающийся в последние годы рост рынка мобильной связи существенно замедлился. Аналитики уже отмечают существенное снижение продаж сотовых телефонов, соответственно привычного притока новых абонентов не происходит. Очевидно, что в связи с тем, что многие граждане потеряли работу, а значит, и корпоративный тариф на оплату услуг мобильной связи, многие вынуждены были существенно сократить свои расходы на оплату телефона. Так что плата за роуминг сегодня остаётся чуть ли не единственной услугой, благодаря которой сотовые компании могут поправить своё финансовое положение.
Отметим, что даже в лучшие времена услуги по роумингу занимали значительную часть в структуре доходов сотовых операторов.
По оценкам агентства ComNews Research, в прошлом году российские сотовики получили 1,6 млрд. долларов от услуг по международному роумингу, что на 24% больше, чем в 2007 году. Всего же в структуре общих доходов сотовых компаний доля роуминга составляет не менее 7%.
«Роумеры всегда были дойной коровой операторов во всём мире, просто в кризисные времена это становится заметнее», - констатирует аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.
Отметим, что и без того в разгар кризиса все операторы «большой тройки» («Вымпелком» - торговая марка «Билайн», МТС и «Мегафон»), например, повысили цены на Интернет в Москве. Кроме того, в результате снижения курса рубля по отношению к доллару с 25,37 до 35,41 рубля в феврале этого года все операторы повысили тарифы на международный роуминг. Так, в «Мегафоне» повышение в среднем составило 25%, у «Вымпелкома» - 21%. МТС применили хитрую маркетинговую стратегию, снизив на 10-60% роуминговые тарифы на популярных направлениях выездного туризма, однако на бизнес-направлениях тарифы были увеличены в среднем на 25%, для соблюдения баланса.
Высокую стоимость роуминга в странах СНГ сотовики объясняют повышением цен на межоператорском рынке. «Цены, которые выставляют компании стран СНГ российским операторам, формируют конечную стоимость услуг для массового пользователя», - отмечает пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева, добавляя, что по отдельным направлениям в СНГ компания даже вынуждена дотировать звонки своих абонентов, поскольку стоимость межоператорской минуты выше, чем установленная цена для абонентов на роуминг в той или иной зоне. Справедливости ради стоит отметить, что разговор об увеличении аппетитов операторов стран СНГ уже поднимался в начале этого года. В частности, Министерство экономики Белоруссии заявляло о намерении ввести государственное регулирование тарифов на услуги связи мобильных операторов, если те не отменят своего решения об увеличении расценок.
Между тем ожидать, что в ближайшее время операторы пересмотрят стоимость услуг роуминга в сторону уменьшения, не приходится. Всё дело в том, что главной причиной роста цен явился отнюдь не кризис, а введение новых правил для сотовых компаний в странах Евросоюза. Ещё в апреле 2007 года Еврокомиссия заявила о необходимости поэтапного снижения платы за роуминг внутри еврозоны. Так, с 1 июля этого года в 27 странах ЕС начали действовать новые расценки: стоимость исходящего роумингового звонка снижена до 43 евроцентов, входящего - до 19 евроцентов. Кроме того, во избежание округления минут в сторону увеличения операторы обязаны начинать расчёт оплаты с 30-й секунды звонка. Для сравнения: до начала программы по снижению платы стоимость роуминговой минуты в Европе доходила до 3-4 евро. Очевидно, что введение столь жёстких правил ценообразования не прошло даром для сотовых операторов. В частности, компании T-Mobile и Orange уже заявили о том, что из-за новой системы тарификации их прибыль снизится более чем на 8 млрд. евро в год. В данный момент ряд операторов, работающих в Европе, уже подали в суд, с тем чтобы оспорить закон, обязывающий их снижать тарифы на международный роуминг.
Однако шансы на то, что процесс удастся выиграть, ничтожно малы. Так, по мнению юриста Европейского суда Луи Мигель Поаре Пессо Мадуро, сотовые операторы скорее всего проиграют, поскольку законодательство ЕС предписывает устранять факторы, препятствующие развитию международных экономических отношений. Подобная позиция выглядит тем более знаково, если учитывать, что в подавляющем большинстве случаев главный суд Европы руководствуется именно мнением экспертов. Вместе с тем партнёр юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer LLP Мартин Клусманн, представляющий компанию Vodafone в одном из процессов, убеждён, что, раз в ЕС не существует закона, регулирующего деятельность мобильных операторов, власти не могут диктовать сотовикам свои правила.
Но, похоже, что европейские операторы и сами понимают, что их судебные разборки скорее всего обречены на провал. Именно поэтому цены на роуминг для всех участников рынка, не входящих в еврозону, были повышены.
«Операторы ЕС компенсировали потери от регулирования роуминговых тарифов, повысив тарифы для операторов других стран», - констатирует пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
«Договориться о снижении тарифов для наших абонентов очень трудно. Партнёры говорят, что их услуги на межоператорском уровне стоят, к примеру, 3 доллара за минуту», - подтверждает руководитель департамента роуминга компании «Вымпелком» Евгений Рябов.
Очевидно, что и коллеги российских компаний в странах СНГ находятся в аналогичной ситуации. В этой связи очевидно, что все операторы сотовой связи будут отстаивать правомерность действующих у них сегодня тарифов на услуги роуминга.
«Наши цены в общем отражают структуру наших издержек и максимально направлены на то, чтобы сделать их оптимальными для абонентов. Если перевести все тарифы, которые существуют в Евросоюзе, то вы придёте к 23 рублям на исходящий вызов и 10 рублям на входящий. Соответственно наши тарифы более или менее сопоставимы», - оправдывается Ирина Осадчая. «Если завышение и есть, то не в разы. В настоящее время стоимость роуминга в Европе составляет порядка 19 рублей, а в странах СНГ - 25 рублей. Если говорить, что роуминг завышен на 600%, то получается, что минута разговора должна стоить 3,6 рубля. Но это сопоставимо со стоимостью местного звонка», - соглашается аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов.
Вероятность того, что сотовые операторы действительно будут понижать тарифы, существенно повысится только в том случае, если вопрос будет переведён в политическую плоскость. Напомним, что, например, существенные подвижки во взаимодействии ретейлеров и поставщиков продуктов питания произошли только после того, как премьер-министр Владимир Путин посетил один из супермаркетов и удивился ценам на мясо. Теперь даже в сетях, никогда не позиционирующих себя как дискаунтеров, проводятся непрекращающиеся акции по снижению цен. «Неличных» же механизмов заставить сотовиков снизить тарифы на сегодня практически не существует.
«Очень сложно с юридической точки зрения доказать сговор либо согласованные действия российских операторов», - отмечает партнёр юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
«Конкретные меры к операторам мобильной связи на основании этих заявлений (главы ФАС Игоря Артемьева. - Ред.) скорее всего применяться не будут. В лучшем случае это могут быть проверки данных компаний, запросы данных по стоимости для выяснения или уточнения показателей», - соглашается эксперт юридической фирмы Vegas-Lex.