February
2010
ФАС подписала контракт для "МегаФона" // Оператора обязали продавать SIM-карты с договорами
Продажа SIM-карт без заключения контрактов, получившая широкое распространение в России за последние полгода, впервые обратила на себя внимание регуляторов. ФАС вынесла решение в отношении «МегаФона», который подозревался в нарушении антимонопольного законодательства в связи с продажей предактивированных контрактов без предварительного заключения с абонентами договора.
О том, что архангельское управление УФАС России признало «МегаФон» нарушившим антимонопольное законодательство, запрещающее недобросовестную конкуренцию (статья 14 закона «О защите конкуренции»), сообщила пресс-служба ФАС. Поводом для рассмотрения дела послужило заявление МТС.
Из заявления следовало, что в период с 24 по 29 октября 2009 года в торговом комплексе «На Окружной» «МегаФон» продавал предактивированные комплекты с SIM-картой и тарифным планом «Сказка» стоимостью 99 руб. При этом какого-либо договора на услуги связи с лицом, приобретавшим комплект, не заключалось. Согласно информации, выложенной на стойке «МегаФона» вместе с продаваемыми комплектами, купить комплект и начать пользоваться услугами оператора после внесения платежа на лицевой счет можно было без предъявления документов. Но в течение десяти дней с момента первого платежа абоненту необходимо было обратиться в офис продаж и обслуживания Северо-Западного филиала «МегаФона» для заключения договора на услуги связи. Согласно 126-ФЗ «О связи», предоставление услуги мобильной связи возможно только при условии заключения договора с абонентом.
Доля «МегаФона» в Архангельской области превышает 35%, сообщает ФАС. «Продавая SIM-карты без заключения договора, компания получала преимущество перед конкурентами в связи с облегченной процедурой предоставления в пользование SIM-карт и увеличивала тем самым свою клиентскую базу», - говорится в сообщении ведомства. Своими действиями, считает регулятор, «МегаФон» не только нарушил закон, но и сделал возможным использование сотовой связи анонимными абонентами. Архангельское УФАС России предписало «МегаФону» не допускать в будущем действий, являющихся недобросовестной конкуренцией. В настоящий момент решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Пресс-секретарь «МегаФона» Татьяна Зверева отмечает, что оператору известно о решении регулятора, но своей вины «МегаФон» не признает. «Мы будем оспаривать это решение в вышестоящих инстанциях, так как считаем, что оснований для обвинения нас в нарушении антимонопольного законодательства нет», - говорит г-жа Зверева.
МТС считает, что продажа SIM-карт без заключения контракта существенно облегчает привлечение новых абонентов, что создает неравные условия конкуренции, говорит пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. «Это был первый случай, когда мы столкнулись с подобной практикой и решили обратить на нее внимание регулятора, чтобы не допустить ее распространения на федеральном уровне», - сообщает г-жа Осадчая. Сама МТС также занимается реализацией контрактов посредством мобильных стоек, установленных в торговых центрах. Однако, отмечают в компании, процедура подключения у промостоек МТС ничем не отличается от процедуры подключения у любого официального дилера МТС: продавец обязан передать комплект только при предъявлении абонентом удостоверяющего личность документа, заключении с этим абонентом договора и после пополнения лицевого счета. «ВымпелКом» соблюдает требования, предъявляемые к процессу заключения договора, говорит пресс-секретарь компании Ксения Корнеева.
Начальник аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс» Максим Черниговский говорит, что степень резонанса, последующего за решением ФАС, пока предсказать трудно. «Важно, что предписание, выданное «МегаФону» территориальным органом, действует не только в одном регионе, но и по всей стране», - отмечает г-н Черниговский.
Президент «Евросети» Александр Малис говорит, что продажа пред-активированных контрактов «всерую» - на улицах крупных городов и в торговых центрах - сейчас довольно распространена. «Этот рынок давно перешагнул 10-процентную отметку: на его долю приходится 20%, а то и все 30% от общих продаж контрактов в России», - подчеркивает г-н Малис. Аналитик iKs-Consulting Максим Савватин считает, что средняя продолжительность жизни SIM-карт, приобретенных таким образом, небольшая. «Реально активными остаются лишь 10-15% от общего количества продаваемых «всерую» контрактов», - отмечает г-н Савватин.