February
2010
Власти ставят заслон на пути денег в офшоры
Сollective of authors, VEGAS LEX
Сегодня на пленарном заседании Госдума намерена рассмотреть в первом чтении законопроект о налоговом контроле цен в сделках между взаимозависимыми компаниями (материнскими, дочерними и офшорными). Как поясняют эксперты, этот закон должен исключить возможность совершения сделок по заведомо заниженным ценам, что является одной из распространенных схем вывода прибыли, которую, в частности, использовала в свое время компания ЮКОС.
Как сообщила BFM.ru член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, законопроект внесен на рассмотрение нижней палаты правительством, и главная его цель - ужесточение контроля за сделками между взаимозависимыми компаниями.
«В законопроекте прописано, что такие компании должны будут отчитываться по крупным сделкам. Оговоренные накопленные суммы - 1 млрд рублей в течение года внутри страны и 100 млн рублей - за пределами», - уточнила Оксана Дмитриева. О таких сделках компании, согласно законопроекту, должны информировать налоговые органы.
После этого налоговики проверят цены, по которым проходили эти сделки, на предмет соответствия рыночным.
Оксана Дмитриева говорит, что необходимость принятия этого законопроекта единодушно признают все думские фракции, поскольку он позволит сократить применение «серых» схем и увеличить доходы бюджета. «Конечно, законопроект еще требует доработки, например в части определения рыночной цены. К примеру, пока не решен вопрос со сделками в рамках госзаказа; обсуждается вопрос о том, что цены в сделках, совершенных на бирже, должны быть признаны как рыночные. В любом случае, законопроект должен быть одобрен в первом чтении», - полагает депутат.
Руководитель группы налогового арбитража и консалтинга юридической фирмы «Вегас-Лекс» Олег Баженов в интервью BFM.ru уточнил, что законопроект ужесточает контроль за так называемым трансфертным ценообразованием, при котором товары или услуги отделениям одной компании или взаимозависимым компаниям реализуются по внутренним, отличным от рыночных, ценам.
Этот метод применяется, пояснил эксперт, для перераспределения общей прибыли между группой компаний с целью уменьшения налоговых выплат. «Такие схемы в свое время применяла компания ЮКОС. И такая практика, действительно, является российской проблемой», - говорит эксперт.
Для контроля за ценами таких сделок в Федеральной налоговой службе будет создано спецподразделение, в которое войдут от 20 до 30 высококвалифицированных юристов и экономистов, сообщил на днях замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
Старший юрист компании «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев в интервью BFM.ru напомнил, что в настоящее время рыночная стоимость сделок контролируется ст. 40 Налогового кодекса, согласно которой налоговые органы вправе применять санкции к взаимозависимым компаниям, если стоимость сделки отклоняется от рыночной на 20% в сторону повышения или понижения. «Нарушителям закона начисляются неуплаченные налоги и пени», - говорит юрист.
Новый законопроект предоставляет в распоряжение налоговых инспекторов шесть методов выявления отклонений цен сделок от рыночных, в том числе метод сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации и распределения прибыли, уточняет журнал «Главбух».
Старший юрист представительства компании Roche & Duffay Сергей Будылин в интервью BFM.ru заявил, что этот законопроект был актуален 10 лет назад, когда в ряде регионов России действовали налоговые льготы. Однако в настоящее время ставка налога на прибыль в России унифицирована, а потому возможности в перераспределении финансовых ресурсов внутри страны ограничены. «Возможности для применения схемы трансфертного ценообразования существуют для предприятий, пользующихся упрощенной схемой налогообложения, к примеру. Но эта практика не носит столь массового характера, как когда-то. А потому я не думаю, чтобы закон в этой части существенно повлиял на деятельность российского бизнеса», - говорит эксперт.
Что же касается сделок с зарубежными компаниями, то здесь у российских компаний, действительно, больше возможностей для маневра в смысле трансфертных цен, в частности потому что за рубежом действуют другие налоговые ставки. Однако возможности контроля российских налоговых органов сделок с зарубежными компаниями ограничен, указывает Сергей Будылин.
«Россия не является членом Организации экономического сотрудничества и развития, а потому оффшорные зоны не предоставляют российским налоговым органам информации о своих компаниях. Кроме того, стоит учесть тот факт, что зачастую сделки проходят между российскими и зарубежными компаниями, формально не аффилированными друг с другом, хотя и связанными через бенефециаров, а это вызывает вопросы по поводу применимости к этим сделкам правил налогового контроля», - поясняет представитель Roche & Duffay свою точку зрения.