June
2010
У СМАРТСа обострился хронический залог // Геннадию Кирюшину не удалось вернуть под свой контроль 12 % акций оператора
Сollective of authors, VEGAS LEX
Основатель и владелец СМАРТСа Геннадий Кирюшин не смог в Арбитражном суде Самарской области высвободить из-под залога 484 акции (12%) сотового оператора, которые он контролирует напрямую. Суд остановил рассмотрение дела, пока в московском арбитраже не будет определено, кто же должен владеть залоговыми обязательствами оператора - АФК «Система» или «Сигма». По оценкам экспертов, от исходов спора будет зависеть появление четвертого федерального сотового оператора.
Основному владельцу ОАО «СМАРТС» Геннадию Кирюшину не удалось вывести из-под залога 484 (12%) обыкновенные акции сотовой компании. Иск господина Кирюшина, ответчиком по которому выступала госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ), рассматривал Арбитражный суд Самарской области, который и постановил разбирательства приостановить «до решения по основному делу».
Оспариваемый пакет акций оказался в залоге у ВЭБа летом 2005 года в качестве части обеспечения по кредиту на сумму немногим более $56 млн: заем делал оффшор Angentro Trading & Investments( принадлежит Геннадию Кирюшину), тогда в банке были заложены 25% минус одна акция. «Кредит был погашен компанией «Сигма» (компания, которой на тот момент управлял Павел Свирский, выкупила той же зимой эти долговые обязательства, после чего начала многолетнюю судебную тяжбу за права на акции, а в СМАРТСе заявили о «рейдерской атаке». - „Ъ"), но право залога на этот пакет, принадлежащий физлицу, автоматически не передается. Для получения тех 484 акций нужна была подпись Кирюшина, которую они («Сигма». - „Ъ") не получили. Как не смогли в двух инстанциях добиться права на них», - пояснил вчера генеральный директор СМАРТСа, глава «СМАРТС-Холдинга» Андрей Гирев. По его словам, сейчас «ситуация подвешенная». Он также отмечает, что несколько лет под арестом находились 100% акций оператора, однако сейчас обременение наложено лишь на 20%.
Судебный спор между Геннадием Кирюшиным и ВЭБ стал продолжением акционерного конфликта, который длится уже пять лет. Новый поворот в нем наметился осенью 2009 года, когда в октябре Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил право «Сигмы» на взыскание долга (который за счет процентов вырос с $56 млн до $78,5 млн) с акционеров СМАРТСа. Вместо выплат накануне сделки по продаже СМАРТСа за $495 млн «Связьинвесту» Геннадий Кирюшин и получивший к тому времени контроль над «Сигмой» Леонид Маевский подписали мировое соглашение. Они договорились отозвать все иски друг к другу и закрепить за «Сигмой» право на 19,97% оператора. Однако сделка со «Связьинвестом» не состоялась: в марте 2010 года свои претензии на 32% поволжского оператора заявила АФК «Система». Якобы этот пакет АФК приобрела еще в 2008 году у группы лиц, которые, в свою очередь, выкупили их у «Сигмы». Судебные разбирательства по этому делу еще не завершены, владелец долговых обязательств и залога по нему окончательно не определен.
Тему нового витка судебной борьбы за акции СМАРТСа наблюдатели комментируют весьма неохотно. Так, на условиях анонимности источник „Ъ", близкий к переговорам по продаже компании, заявил, что все процессы вокруг СМАРТСа имеют одну цель - не допустить сделку со «Связьинвестом», в результате которой появится «четвертый федеральный оператор с мощной господдержкой». По мнению источника, такая структура « с легкостью получит преференции и при получении лицензий, и абонбазу в виде многочисленных госстуктур». Ранее Андрей Гирев заявлял, что появление нового «федерала» грозит операторам «большой тройки» потерей до 20% выручки (то есть порядка $2 млрд в год).
По мнению старшего юриста юридической фирмы «Вегас-Лекс» Игоря Гусева, «если Геннадий Кирюшин сумеет подтвердить право собственности, то он теоретически должен выиграть иск в Самаре. В этом случае он сможет распоряжаться акциями по своему усмотрению. Например, вывести их офшор». Напомним, весной господин Кирюшин уже уменьшил свой пакет с 30,475 % до 12,1%, продав акции 18,3% «дружественной компании» Sulbi Holdings Corp.
Вчера в ВЭБ воздержались от комментариев по своей позиции «до окончательного рассмотрения по существу исков в арбитражных судах Москвы и Самарской области». Телефон Леонида Маевского вчера не отвечал.