October
2010
Будущее инфраструктурных проектов за ГЧП и новыми стандартами
Успешное внедрение инноваций и эффективность модернизации, которые требует к исполнению высокое руководство страны, невозможны в условиях неразвитой инфраструктуры.
Развитие последней дело рук не только государства. Оно может и должно помочь, но львиную долю в развитии инфраструктуры должны взять на себя именно инвесторы, образуя, так называемое, государственно-частное партнерство.
Такую мысль пытались донести до аудитории все спикеры
В рамках форума было представлено несколько уже существующих инфраструктурных проектов, которые поддерживаются государством и которые уже столкнулись с рядом серьезных проблем, мешающих реализации проектов.
Например, по словам президента Ассоциации Строителей России Николая Кошмана, одна из глобальных проблем, которая мешает реализации инфраструктурного проекта строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург-Москва - ответственность - в нашей стране она до сих пор не разделена между структурными участниками проекта. Кроме того, России не хватает опыта и знаний в области строительства современных сооружений, нормативная база устарела - только в строительной отрасли необходимо переработать около 2500 стандартов. Очевидно, что подход по-русски обречен на провал, и необходимо перенимать опыт коллег из Европы и Китая.
О проблемах на Форуме говорили многие эксперты. В том числе, об изношенной инфраструктуре в энергетике заявил руководитель рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной Палаты РФ Анатолий Либет. Об этом свидетельствуют авария на Саяно-Шушенской ГЭС и массовые отключения электроэнергии в Москве. Однако в этом направлении уже предприняты некоторые шаги. По словам эксперта, на сегодня существует достаточно взвешенный ФЗ, который имеет меры и госрегулирования, и экономической эффективности. Кроме того, в энергетике зарегистрировано уже 22 саморегулирующиеся организации в сфере энергоаудита, которые помогли выявить ряд проблем в секторе: 1. нестыковка сроков бюджетного плана и контракта; 2. жизненный цикл оборудования в виду его неэффективной эксплуатации не доживает до конца контракта; 3. имеются существенные ошибки управления и исполнения Закона об энергоэффективности.
Впрочем, подобные преграды мешают развитию не только выработке, но и сбыту электрической энергии. Так, сроки и риски становятся ключевыми в процедуре подключения предприятий к электрическим сетям. Только в России этот период, при наличии технологических условий, составляет 272 дня. Тем не менее, удовлетворенными за 2009 год стали всего 36% заявок, - сообщил советник президента ООО «Деловая Россия», партнер Консалтинговой группы Key Partner Александр Осипов, - и причины здесь просты: заявки отклоняются, в рамках договора нарушаются пункты ценообразования, предъявляются дополнительные требования. Соответственно, в общей системе электроснабжения наблюдается огромный профицит мощностей. Для сравнения, срок подключения к электросети в развивающемся Китае - 118 дней, в Бразилии - 36 дней, а в Индии - 32 дня. Соответственно, в условиях протяженности страны и колоссальных потерях при передаче теплоэлектроэнергии формируется необходимость создания локальных генерирующих мощностей и демонополизация электросетей.
Кроме прочего, для любого долгосрочного проекта необходим добрый инвестор. Но даже самый терпеливый кредитор может устать ждать возврата средств. Тем не менее, возможность получения «длинных» денег на инфраструктурные проекты существует, заявил заместитель председателя правления «Евразийский банк развития» Геннадий Жужлев. Это, в первую очередь, российская банковская система, которая сегодня страдает от избыточной ликвидности, это средства иностранных банков и проблема кроется лишь в незнании «правил игры» финансовых институтов. И, наконец, это средства банков развития, которые выдают кредиты на проекты длительного цикла, до 15 лет.
Необходимо, чтобы банки, в свою очередь, обладали знаниями проектного финансирования, особенно с государственным плечом. В этой области сегодня экспертов нет, - считает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. - А гармонизация европейских стандартов не возможна в нашей стране, пока мы не будем иметь унифицированные формы стандартов.
Что касается последних, все участники форума пришли к единому мнению - успешное внедрение контрактов жизненного цикла, как инструмента ГЧП возможно только при снятии давления устаревших СНИПов, ГОСТов и других нормативных документов, предполагающих реализацию неэффективных энергоемких технических решений.