January
2011
Глава ВАС Антон Иванов придумал, как избавить судей от чрезмерной нагрузки
Спорящим в суде компаниям должно быть дано право самим предлагать проекты судебных актов. Это разгрузит систему арбитражных судов, надеется глава ВАС Антон Иванов. Кроме того, нужно поднять цену исков, которые рассматриваются по упрощенной процедуре, и увеличить размер госпошлины. Изменения назрели давно — непонятно, как сейчас судьям удается справляться с таким потоком дел, удивляются участники рынка.
В Арбитражный процессуальный кодекс необходимо внести изменения, способные снизить нагрузку на судей, рассматривающих арбитражные дела, заявил в пятницу г-н Иванов на собрании, посвященном итогам работы Арбитражного суда Москвы в 2010 году. Многие из предложений уже разрабатываются при участии ВАС в виде поправок в АПК. В первую очередь «нужно повысить цену исков, которые рассматриваются по упрощенной процедуре, до 300 тыс. руб.». По действующим нормам АПК по упрощенной процедуре рассматриваются иски ценой до 20 тыс. руб.
Кроме того, председатель ВАС не исключил возможности увеличения и дифференциации госпошлины в зависимости от вида иска. Также предлагается ограничить подачу документов, служащих новыми доказательствами, в материалы дела при рассмотрении исков в апелляционной и кассационной инстанциях. Разгрузить суды могло бы и перераспределение исковых заявлений по месту регистрации юрлиц. Так, в ряде регионов наблюдается не очень высокая загруженность судов, в то время как в Москве рассматривается большое количество дел с участием сторон из других регионов.
Источник РБК daily в правительстве поясняет, что в том числе из-за громадной нагрузки на судей в московском регионе со второй половины прошлого года наблюдается большой дефицит судейских кадров. «Им выгоднее уходить на пенсию, чем работать», — поясняет он. Облегчить участь судей может инициатива ВАС. «В ряде европейских стран, — отметил г-н Иванов, — сторонам спора разрешено предлагать проект судебного акта, что существенно экономит время для составления судебного решения по итогам рассмотрения спора».
Текучесть в арбитражных судах большая, соглашается зампред коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. Это общая проблема для судов московского региона. «Если на периферии судей держит относительно высокая зарплата, да и нагрузка намного меньше, то в московском регионе, наоборот, небольшие деньги и колоссальная нагрузка, — говорит г-н Капканов. — Для разгрузки нужно ввести досудебное регулирование споров. Также можно урезать категорию дел, которые должны рассматриваться в арбитражных судах, можно прийти к упрощенному порядку судебных обращений».
«Как практикующий адвокат, которому как минимум раз в две недели приходится участвовать в заседаниях арбитражного суда, могу сказать, что судьи не просто загружены — они завалены делами, — говорит ответсекретарь общественного совета ФССП Андрей Шугаев. — Обращаются не только крупные компании в связи с имущественными спорами на огромные суммы денег, но и мелкие организации и частные предприниматели. Таким образом, идет непрерывный поток исковых заявлений и иных процессуальных документов».
В Москве судьи назначают дела к слушанию с учетом того, что в среднем на слушание каждого дела приходится не более 50 минут согласно графику. В день у одного судьи может быть по 20—30 дел, последние процессы могут заканчиваться в 11—12 часов ночи, говорит руководитель арбитражной группы Vegas Lex Кирилл Труханов. «У судей в Московском арбитражном суде назначено по 30—40 дел в день. Каждые 15 минут восьмичасового рабочего времени назначено дело. Фактически за пятидневную рабочую неделю они рассматривают по 200 дел. Получается, что они работают и в выходные», — рассказывает Владислав Капканов.
По словам старшего юриста международной юридической фирмы CMS Константина Кантырева, нагрузка на судей сильно возросла с началом кризиса. «Надеялись, что когда кризис будет преодолен, нагрузка снизится, но этого за два года так и не произошло. Сейчас почти на каждое решение мы пишем заявление об исправлении ошибок и описок. Мы не виним в этом ни помощников судей, ни судей, потому что при такой нагрузке даже текст сделать нельзя», — вторит ему руководитель налоговой практики Sameta Людмила Баталова.