January
2012
Представительские расходы и НДС / Обзор судебной практики по некоторым вопросам налогообложения иностранных организаций
Сollective of authors, VEGAS LEX
VEGAS LEX_Новая адвокатская газета_01.2012
Download fileFile added | 15.07.2016 |
Presentation | .pdf (181 Кб) |
Не все вопросы, связанные с налогообложением иностранных компаний, имеют четкие ответы в Налоговом кодексе РФ. В этой связи на первый план выступает судебная практика, которая формирует позицию судов по изложенным ниже основным вопросам в спорах налогоплательщиков с налоговыми органами.
В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.Таким образом, отделения иностранных организаций, осуществляющие деятельность в России, с полным основанием могут ожидать в 2012 г. выездной налоговой проверки в свой адрес за предыдущие три налоговых периода, то есть за 2009–2011 гг.
1. Налог на прибыль предприятий и организаций
1.1. Возможно ли включить в состав затрат, относимых к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, расходы на изготовление визитных карточек?
Налоговый кодекс РФ не содержит прямого ответа на данный вопрос. В связи с этим, в практике, в том числе, судебной, сформировалось несколько порой диаметрально противоположных позиций.
Согласно первой из них, официальной, затраты на изготовление визиток нельзя учесть в целях налогообложения прибыли как рекламные расходы, поскольку они не отвечают понятию рекламы в силу того, что они предназначены для конкретных лиц (см. письмо Минфина РФ от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801). В то же время некоторые арбитражные суды занимают более либеральную позицию, полагая, что расходы на изготовление визитных карточек, которые содержат информацию об объекте рекламирования организации, относятся к рекламным и могут учитываться в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 октября 2008 г. № А33-14100/07-Ф02-5023/08 по делу № А33-14100/07; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2005 г. № А33-2033/05-Ф02-4638/05-С1). И, наконец, Московский судебный округ полагает, что для учета в составе расходов организации затрат на изготовление визитных карточек визитные карточки должны изготавливаться для физических лиц – работников данной организации для выполнения ими своих служебных обязанностей в интересах организации.
Таким образом, если организация оплачивает расходы по изготовлению визитных карточек работникам для выполнения ими служебных обязанностей в интересах организации, то подобные расходы учитываются на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, но при соблюдении требований, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом визитные карточки должны быть изготовлены для сотрудников, в должностных инструкциях которых указано, что поддержание контактов с другими организациями входит в круг их служебных обязанностей (постановление ФАС Московского округа от 19 февраля 2008 г. № КА-А41/283-08 по делу № А41-К2-22384; постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2006 г., 13 октября 2006 г. № КА-А40/8892-06 по делу № А40-71776/05-107-530).
Поскольку по данному вопросу существуют диаметрально противоположные позиции, а критерии разделения рекламных и прочих расходов довольно расплывчаты, то, по мнению автора, при принятии решения или консультировании клиентов следует ориентироваться на размер таких расходов у клиента, а именно: если расходы на изготовление визиток велики и превышают 1 % выручки от реализации, то можно использовать аргументы в пользу третьей позиции.
Если же расходы меньше, то все-таки предпочтительнее придерживаться позиции № 2 как более консервативной.
1.2. Можно ли учесть расходы на покупку алкоголя, чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам?
Напомним, что в соответствии со ст. 264 НК РФ к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, к которым относятся, в частности, расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Данный вопрос целесообразно рассмотреть на примере наиболее часто встречающихся частных проблем.
Читать статью полностью во вложении.