+ 7 (495) 933-08-00

Publications

28
August
2012

Защита от рейдерского захвата: правовые методы

Сollective of authors, VEGAS LEX

В сердце, пожалуй, каждого бизнесмена слово "рейдер" вызывает по меньшей мере неприятное ощущение тревоги, а иногда и страх. Это вполне объяснимо, ведь совсем недавно любой легальный бизнес мог стать мишенью для рейдеров. Само понятие пришло к нам из английского языка, где "raid" обозначает налет или ограбление. Действительно, силовой захват бизнеса наиболее точно можно сравнить с грабежом.

Сегодня все еще актуальны вопросы защиты бизнеса от возможной атаки "налетчиков". В арсенале юристов появились вполне действенные инструменты и методы противодействия рейдерству. Разумеется, как и в любой серьезной обороне, нельзя выделить какой-то один наиболее действенный способ, только все они в совокупности могут дать результат.  

Структурирование бизнеса

Согласно известному изречению, не стоит все яйца класть в одну корзину. Многие предприниматели прибегают к основанной на данной пословице модели диверсификации  бизнеса, получая, таким образом, сокращение рисков за счет их распределения между разными направлениями деятельности компании.

Реже владелец фирмы задумываются над тем, что и риск потерять бизнес можно также сократить путем его разделения на несколько хозяйствующих субъектов, чтобы наделить их определенными функциями. Например, одна компания группы может владеть недвижимостью, другая – основными средствами (оборудованием, транспортом и т.п.), третья – непосредственно вести основную деятельность, четвертая – осуществлять функции управления людскими ресурсами. В зависимости от вида бизнеса данный список может быть изменен и дополнен.

Компании, владеющие наиболее ценными активами, становятся более закрытыми и недоступными для внешнего вторжения. Они создаются в форме ООО или ЗАО, иногда имущество (права) переводится на физическое лицо – индивидуального предпринимателя, как правило, аффилированного с конечным бенифициаром бизнеса.
Между компаниями заключаются договоры аренды, а также соглашения об оказании тех или иных услуг, на основании которых они действуют, как один слаженный механизм.

Таким образом, захват одной из фирм не приведет к потере бизнеса в целом. К тому же договоры, упомянутые выше могут быть расторгнуты, что сводит к нулю ценность овладения одной из дочек компании-цели.

Подобная стратегия многим позволяет также оптимизировать налоговые издержки. Разделяя бизнес на несколько компаний, его владелец может рассчитывать на сокращение налогового бремени за счет использования различных систем налогообложения. Кроме того, внутренние транзакции группы компаний могут быть отнесены на расходы, что в определенных случаях также положительно влияет на величину уплачиваемых налогов.

Защита акций (долей в уставном капитале)

Одним из способов недружественного поглощения является незаконное завладение акциями или долями в уставном капитале компании.

Если компания-цель функционирует в форме акционерного общества, то наиболее очевидным средством борьбы с подобного рода атаками представляется ужесточение контроля над реестром акционеров. В зависимости от размера и характера самого бизнеса, а также от вида угрозы данный контроль можно осуществлять тоже не одним способом. 

Крупные компании, а также компании, планирующие получать инвестиции извне, вероятнее всего предпочтут передать реестр акционеров крупному регистратору, дорожащему своей репутацией, работа с которыми максимально формализована.

Более мелкие компании будут стремиться сосредоточить контроль над реестром в своих руках, самостоятельно осуществляя его ведение.

Однако ни то, ни другое средство не может быть панацеей от возможного захвата акций. В первом случае регистратору могут быть представлены поддельные документы, а в случае ведения реестра непосредственно компанией на сотрудника, отвечающего за правильность связанных с этим процедур, может быть оказано какое-либо незаконное воздействие с целью перевода акций на рейдера.

В подобных ситуациях хорошим средством может послужить обременение акций обязательствами в пользу третьих лиц. Самое простое решение – это залог акций по заемному обязательству.

Данный способ применим и в отношении долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. После сравнительно недавних изменений в закон стала возможной регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц залога долей. При наличии такой записи внесение изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о долях компании, будет невозможно. 

Залог может обеспечивать обязательства как акционеров (участников) общества, так и самой компании. Самый важный вопрос – в надлежащем оформлении всех обязательств и обременений.

Защита активов

Чаще всего целью рейдеров служит не компания как таковая, а имущество, которое ей принадлежит. В этой связи необходимо в качестве первоочередных мер защитить имущество фирмы.

Действенный механизм – это создание таких условий, при которых имущество не может быть отчуждено. Здесь, как и в случае защиты акций, применимо обременение имущества правами третьих лиц. Залог, ипотека, под которые можно получить дополнительное финансирование, предоставляет собственнику также шанс обезопасить свои активы.

Однако нельзя забывать и о рисках, связанных с залогом. Задолженность, к примеру, перед банком, обеспеченная залогом, не всегда контролируется должником. При наличии у компании проблем с ликвидностью может возникнуть просрочка, которой не побрезгуют воспользоваться "налетчики". Выкупив долг у банка, они смогут завладеть имуществом на вполне законных основаниях, при этом по цене значительно ниже рынка. Кроме того, приобретение дефолтного обязательства у банка может привести к инициированию рейдером процедуры банкротства, нередко сопровождаемой отстранением руководства и выводом активов. В связи с этим рекомендуется в целях защиты бизнеса обременять активы залогом в пользу контролируемых лиц и организаций.

Помимо "обездвиживания" активов используется названная выше схема структурирования компаний. 

Кроме того, неплохо зарекомендовал себя в данной области такой способ защиты имущества, как интернационализация бизнеса. Конечно, после выступлений первых лиц государства о полупреступном характере оффшорных схем многие подумают дважды прежде, чем вывести имущество на иностранные фирмы. Однако нашему ментальному складу все еще весьма близко высказывание "подальше положишь – поближе возьмешь". Когда компания, владеющая основными объектами, зарегистрирована за рубежом и подчиняется иностранному праву, рейдеру придется приложить совсем иные усилия к ее захвату, нежели когда вся информация и документы фирмы "лежат" в налоговой инспекции в пятиминутной досягаемости.

Защита нормального функционирования

После бурного расцвета рейдерского движения в нашей стране и введения законодательных ограничений, в том числе в сфере уголовного права, недружественные поглощения стали осуществлять другими методами.

Сегодня с целью парализовать деятельность компании-цели, лишить ее сил и времени сопротивляться, и в конечном итоге вынудить уступить захватчикам применяется так называемое серое рейдерство или "гринмейл".

Гринмейл (англ. green mail) является производным от английских greenback и blackmail, первое слово означает долларовую банкноту, а второе – шантаж. Таким образом, применительно к сфере слияний и поглощений этот термин означает корпоративный шантаж с целью получения денег. Серое рейдерство как таковое не направлено на поглощение бизнеса. Прежде всего, оно преследует цель заработать на недооцененности компании.

В определенной ситуации гринмейлер может купить небольшой пакет акций "жертвы" за относительно скромные деньги (чтобы предотвратить это, в ООО и ЗАО возможно введение уставного запрета на продажу акций и долей третьим лицам). При этом эквивалент этих акций в имуществе компании может в разы превышать стоимость приобретения ценных бумаг.

Тогда шантажист прибегает к законным, но изнуряющим для компании, акционером которой он стал, мерам, направленным на затруднение текущей деятельности компании. В частности, могут подаваться бесконечные иски об оспаривании решений корпоративных органов управления, подаваться требования о созыве общих собраний акционеров, совета директоров, проведении аудита, ревизии, организовываться забастовки персонала и т.п. Следует заметить, что обоснованные юридически действия серого рейдера, не должны подлежать правовой защите ввиду злоупотребления правом. Шикана, как иначе именуют такое злоупотребление, находится под законодательным запретом, и в случае судебных тяжб в числе прочих аргументов необходимо использовать ссылку на данное ограничение. 

Помимо отвлечения ресурсов на сопровождение коммуникации с таким акционером компания несет репутационные издержки, способные повлиять на капитализацию и инвестиционную привлекательность.

В конечном итоге шантажист может получить требуемое отступное за прекращение своих действий в виде платы за принадлежащий ему пакет акций. Цена этих акций будет значительно выше той, которую заплатил за них гринмейлер. Более того, она будет серьезно превосходить рыночную. В США, где гринмейл родился и был развит в самостоятельную отрасль финансового бизнеса, такие отступные называются "прощальным поцелуем", очевидно с очень горьким привкусом.

Все упомянутые выше способы защиты бизнеса применимы и в данном случае. Выделение компании – хранителя активов, имеющей максимально закрытую структуру, может помешать шантажисту осуществить задуманное. Равно как и интернационализация основных компаний группы.

В то же время необходимо понимать, что основным инструментом адепта гринмейла является использование юридической неграмотности органов управления компании-цели. Неправильное оформление сделок, корпоративных решений, несоблюдение порядка созыва и проведения заседаний органов управления компании ведет к возможности их обжалования в судебном порядке.

В данном случае самым надежным средством является скрупулезное следование закону в каждом действии руководства фирмы. В случае возникновения угрозы недружественного поглощения компания должна усилить бдительность при составлении каждого, даже самого незначительного документа, не говоря уже о доверенностях, товарных, кассовых документах, договорах.

Кроме того, и гринмейлеры, и рейдеры используют все доступные способы давления на бизнес, в том числе через контролирующие и разрешительные органы. Риск, связанный с неожиданной проверкой той или иной службы, диктует необходимость легализации всех бизнес-процессов, начиная от коммерческой деятельности, заканчивая трудовыми отношениями с сотрудниками. Тотальное следование закону жизненно важно в свете того, что инструментом в руках рейдера (зачастую невольным) могут стать и органы правопорядка.

Что касается трудовых отношений, тут необходимо отметить, что весьма действенным механизмом предотвращения рейдерского захвата (или нивелирования его результатов) является предоставление руководству гарантий на случай досрочного прекращения полномочий. При смене акционеров, они обязательно в первую очередь сменят директора, его заместителей и совет директоров. Контрактами с данными лицами может быть предусмотрена выплата компенсации при преждевременном расторжении. Иногда размер такого "золотого парашюта" может превысить выгоду от захвата компании или даже повлиять на количество акций, которые останутся в собственности покупателя после расторжения контракта с директором (если "золотой парашют" предусматривает реализацию определенного опциона).

Лучшая защита – нападение

Данная формула применима в любой борьбе, в том числе в борьбе за выживание в бизнесе, однако подлежит небольшой корректировке. Нападение возможно и разумно только при надежно защищенном тыле, о чем говорилось выше. Знание своего врага – это уже половина победы.

Осведомленность жертвы о том, кто является субъектом атаки, поможет понять возможные пути развития ситуации и спланировать дальнейшие ответные действия.

В зависимости от глубины проблемы и текущего положения осаждаемая компания должна выбрать те или иные инструменты как пассивной, так и активной обороны.

Пассивные способы защиты описаны выше. К числу активных, наступательных действий можно отнести "зеркальные" меры в отношении захватчика. Можно организовывать бесконечные проверки государственных органов и служб, инициировать судебные тяжбы. Как правило, рейдер рассчитывает на быструю окупаемость "проекта". Поэтому для него крайне не выгодно затягивание процесса, а также ситуация, в которой он сам оказывается под атакой.

Криминализация (преследование по закону) рейдерства во всех проявлениях вызывает опасения у захватчиков. Поэтому заявления в полицию, в прокуратуру, в Следственный комитет, а иногда и в ФСБ могут стать действенными средствами обороны от захвата.



Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement