August
2012
По земле на крыльях
Сollective of authors, VEGAS LEX
Легкорельсовым транспортом (ЛРТ) принято называть системы городского общественного транспорта, осуществляющие движение по рельсовому полотну и обладающие меньшей нагрузкой на ось, чем у метрополитена. В странах с развитыми системами ЛРТ к ним относят городские, подземные и скоростные трамваи, легкое метро и пригородные легкие железные дороги. Несмотря на то, что в некоторых случаях допускается нахождение линий легкорельсового транспорта в одной плоскости с автодорогами, а также их прохождение в пешеходных зонах, наибольшая часть маршрута обычно является обособленной.
Действующее законодательство в нашей стране не содержит понятия ЛРТ и не определяет правовой статус объектов инфраструктуры ЛРТ. В то же время ЛРТ или отдельные его виды (легкое метро, скоростной трамвай и иные) упоминаются в нормативных актах органов исполнительной власти, в особенности в транспортных и градостроительных программных документах. Помимо этого Устав автомобильного и городского наземного транспорта содержит нормы, позволяющие отнести ЛРТ к наземному городскому транспорту, организацию обслуживания населения которым осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Отсутствие специального регулирования обуславливает неопределенность в разграничении полномочий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. Наибольшее влияние этот правовой пробел оказывает на реализацию межсубъектных пассажирских перевозок, особенно востребованных в Москве и Санкт-Петербурге. Разграничение полномочий осложняется также различиями в правовом статусе отдельных объектов, составляющих систему ЛРТ: путей, станций, ремонтных депо, подвижного состава, сигнального оборудования и оборудования автоматического управления движением. К примеру, разграничение полномочий по созданию и эксплуатации путей метро и трамвая является достаточно спорным, так как в условиях обособленности от улично-дорожной сети легкорельсовый транспорт приобретает большое сходство с железнодорожным.
Нормативно-правовое регулирование в сфере создания и эксплуатации трамваев и метрополитена, к которому относится и легкое метро, определяет условия административного взаимодействия органов власти, местного самоуправления, организаций городского транспорта и подрядчиков при строительстве объектов легкорельсового транспорта. При этом законодательство не устанавливает ни специальных требований, ни ограничений в части прав владения, пользования и распоряжения такими объектами.
Городские и пригородные легкие железные дороги, согласно действующему законодательству, подпадают под наиболее противоречивое регулирование. С одной стороны, органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по организации пригородного железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. С другой стороны, законодательство о железнодорожном транспорте устанавливает исключительные полномочия РФ по строительству железнодорожных путей общего пользования. При этом создание вокзалов, станций и иных объектов регионального и местного значения осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями. В результате субъекты РФ не обладают достаточными полномочиями по развитию инфраструктуры для исполнения обязанности по обеспечению транспортного обслуживания.
Отсутствие нормативных определений и комплексного регулирования статуса объектов ЛРТ, в том числе прав собственности и порядка эксплуатации, существенно снижает привлекательность объектов легкорельсового транспорта для частных инвесторов. При этом создание современных систем наземного общественного транспорта создает мультипликативный эффект как в экономической, так и в социальной сфере.
Наибольшим риском в сложившейся ситуации является возможность принятия федерального законодательства, существенно изменяющего существующее регулирование ЛРТ.
Несмотря на описанные ограничения, реализация проектов ЛРТ в России частными инвесторами возможна в рамках государственно-частных партнерств. Отсутствие целостного нормативного регулирования ЛРТ позволяет гибко структурировать проекты ЛРТ, допуская практически свободное распределение объектов и рисков между частным партнером и государством. В первую очередь, проект ЛРТ может быть успешно структурирован в рамках концессионного соглашения ввиду того, что к концессионным объектам относятся все виды транспортной инфраструктуры общего пользования. Другой особенностью сложившегося правового поля является потенциальная модульность систем легкорельсового транспорта - отдельные объекты или участки городской транспортной системы, включающей ЛРТ, могут принадлежать и управляться разными лицами, при условии взаимной координации действий.
Нормы, регулирующие перевозку пассажиров городским транспортом, позволяют получать дополнительные гарантии для инвесторов в части возмещения расходов при тарификации проезда и установлении льгот. Судя по большому количеству заявленных пилотных проектов ЛРТ в Москве и других мегаполисах страны, можно с уверенностью говорить о том, что интерес к легкорельсовому транспортув ближайшие годы будет расти.