January
2013
"Аэрофлот" захватил Шереметьево
Соглашение «Аэрофлота» и Шереметьево обязывает аэропорт работать исключительно в интересах авиакомпании, его «дочек» и партнеров по Sky Team, следует из материалов антимонопольного ведомства. Это противоречит основам свободной конкуренции, считают другие перевозчики. В итоге Шереметьево вообще может прекратить оказание услуг авиакомпаниям, отмечает ФАС. По мнению юристов, обжаловать выводы службы будет сложно.
Авиакомпании, летающие из Шереметьево, выступили против соглашения Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) и «Аэрофлот — Российские авиалинии». Об этом говорится в материалах управления ФАС по Московской области, обнародованных по результатам внеплановой проверки документа.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве аэропорта и перевозчика заключено в октябре 2012 года. Антимонопольное ведомство начало его изучение после публикаций в прессе. 14 декабря подмосковное УФАС вынесло решение о том, что ряд пунктов соглашения противоречат закону о конкуренции. 28 декабря было готово расширенное решение по делу. В январе оно опубликовано на сайте управления.
Согласно документу УФАС, семь базовых пунктов соглашения нарушают закон о конкуренции. Критические отзывы по ним представили восемь авиакомпаний, в том числе Air France, которая фактически является выгодоприобретателем по этому соглашению, как участник Sky Team.
Услугами Шереметьево пользуются 29 иностранных и 7 российских авиакомпаний, из них 22 не входят в группу «Аэрофлот» или альянс Sky Team. Все эти 22 перевозчика могут быть ущемлены в результате реализации соглашения, считают в антимонопольном ведомстве.
Так, по одному из пунктов соглашения «МАШ обязуется обеспечить приоритетное обслуживание в терминалах D,E и F аэропорта Шереметьево с выделением необходимых временных слотов по запросу «Аэрофлота» для нужд «Аэрофлота», авиакомпаний группы «Аэрофлот» и авиакомпаний — партнеров «Аэрофлота» по альянсу Sky Team», говорится в документе УФАС.
Если у «Аэрофлота» и его партнеров будет подобный приоритет, остальным авиакомпаниям придется получать слоты по остаточному принципу и лишаться тех, на которые претендуют по праву исторического слота.
Компания MIAT — Mongolian Airlines сообщила УФАС, что это «может отрицательно повлиять на регулярность рейсов, в том числе и нашей авиакомпании». Estonian Air выразила опасения, что «особые привилегии» для «Аэрофлота», партнеров по альянсу и группе «Аэрофлот» могут в будущем привести «к разногласиям, конфликтным ситуациям и даже ущемлению интересов на рынке», а также нарушению графика предполетного обслуживания самолетов. «Международная практика и международные соглашения в области использования воздушного пространства не допускают создания приоритетного положения перевозчика на рынке и искусственного ограничения конкуренции в пользу одного из участников рынка», — цитирует УФАС позицию Air France.
Другой пункт соглашения обязует Шереметьево начиная уже с расписания «Лето-2013» (28 марта 2013 года) не выдавать временные слоты российским и иностранным авиакомпаниям (кроме «Аэрофлот») позже чем за 30 минут до вылета/прилета и ранее 30 минут после вылета/прилета рейсов «Аэрофлота» по одним направлениям.
Этот пункт может лишить компании возможности осуществлять авиаперевозки из Шереметьево как в рамках нынешнего расписания, так и в другие отрезки времени из-за «предоставления определенной группе авиакомпаний оговоренных приоритетов», следует из решения УФАС. С учетом частоты полетов «Аэрофлота» остальные перевозчики фактически будут получать самое неудобное время для своих рейсов.
Finnair подсчитала, что этот пункт не скажется на расписании ее регулярных рейсов из Шереметьево, но на практике может создать сложности. В Air France заявили, что требование утверждать согласованный с аэропортом период вылета с конкурирующим перевозчиком ведет к ограничению свободной конкуренции. В Estonian Air считают, что этот пункт приведет к уходу (вытеснению) из Шереметьево. А в SAS Group (Дания — Норвегия — Швеция) напомнили, что правила Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) предусматривают, что все авиакомпании должны иметь равные права, а в случае невозможности предоставления слотов их распределение «должно носить прозрачный недискриминационный характер». Критику этого пункта поддержал и еще один крупный пользователь услуг Шереметьево - авиакомпания «Трансаэро».
Этот пункт, «несомненно, ущемляет интересы» Air Astana, сообщили в авиакомпании. «За 10-летний период полетов у Air Astana сложились исторические слоты на прилет-вылет, которые были рассчитаны с учетом пожеланий наших пассажиров и других особенностей на данных направлениях, — пояснили в компании. — Изменение времени прилета/вылета крайне негативно скажется на пассажирах и грузопотоке, что приведет к ухудшению финансовых показателей компании и, соответственно, к ухудшению условий для цивилизованной конкуренции».
Как результат, МАШ вообще может прекратить оказание услуг авиаперевозчикам, не исключают в антимонопольной службе, поясняя, что расписание — один из главных продуктов аэропорта, который влияет на коммерческую деятельность компании.
«Изменения в расписании, несомненно, будут являться ограничениями, вводимыми в результате реализации соглашения, и будут оказывать негативное влияние на финансовые результаты работы Шереметьево», — говорится в решении УФАС.
Следующий пункт соглашения обязует МАШ изменить специализацию терминалов Южного сектора к 29 марта 2014 года: терминалы D и E должны стать международными, а F — внутренним. Причем на комиссии УФАС выяснилось, что предложение по специализации терминала F исходило от «Аэрофлота», «выполняющего наименьшее количество рейсов» из этого терминала.
В Шереметьево управлению ФАС пояснили, что детальный план изменения специализации пока не разработан (рабочая группа «Аэрофлота» и МАШ по этому вопросу только недавно создана). Но в УФАС считают, что перевод авиакомпаний из одного терминала в другой ущемит интересы перевозчиков, так как и здесь придется полностью менять расписание и вновь перераспределять слоты, где преимущество вновь будет отдаваться «Аэрофлоту», его «дочкам» и партнерам.
В соглашении есть и пункт, который, по сути, обязывает аэропорт Шереметьево работать исключительно на «Аэрофлот».
Так, документ требует от МАШ обеспечить полеты группы «Аэрофлот» и альянса Sky Team в объеме не менее 45 операций взлет-посадка в час с 2012 года и не менее 52 таких операций с 2014 года. Летом 2012 года Шереметьево проводило 38 операций, а уровень в 45 операций взлет-посадка максимальный, предельный для аэродрома Шереметьево на данный момент (новая полоса еще не будет построена к 2014 году). Выполняя этот пункт соглашения, Шереметьево может поставить в неравные условия другие авиакомпании, осторожно делают вывод в УФАС. На этот момент обратила внимание и авиакомпания «Северный ветер»
.Следующий спорный пункт соглашения обязует Шереметьево обеспечить «Аэрофлот» и его партнеров необходимым количеством стоянок для самолетов, притом что Шереметьево имеет ограниченное их количество. Аэропорт обязуется принимать решения об изменениях в терминалах только по предварительному согласованию с советами директоров МАШ и «Аэрофлота», что противоречит уставу МАШ.
Наконец, стратегия «Аэрофлота» предполагает, что к 2030 году группа увеличит пассажиропоток до 64 млн пассажиров в год, и МАШ берет на себя обязательства обеспечивать развитие инфраструктуры под эти планы: корректировать и изменять свою стратегию «исключительно в интересах «Аэрофлота», группы «Аэрофлот» и партнеров по альянсу без учета стратегий развития иных авиакомпаний», говорится в решении УФАС по еще одному пункту соглашения.
Все эти пункты соглашения противоречат российскому законодательству и должны быть устранены, резюмирует в своем решении Московское областное управление ФАС. «Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия», — говорится в документе.
Представитель «Аэрофлота» заявил, что компания планирует оспорить выводы УФАС, но сроки обжалования не назвал. В «Аэрофлоте» настаивают, что в соглашении «нет пунктов, которые ущемляли бы интересы других перевозчиков», а сам документ «построен с учетом западноевропейского и американского опыта сотрудничества аэропорта и базового перевозчика».
В Шереметьево анализируют мотивировочную часть решения УФАС, после чего определятся, будут ли его обжаловать. Представитель аэропорта уточнил, что в адрес ОАО МАШ должно быть выдано предписание, предполагающее необходимость внесения изменений в соглашение.
«На исполнение предписания у нас будет один месяц, в течение которого, безусловно, будут проведены переговоры с ОАО «Аэрофлот», поскольку исполнение в одностороннем порядке (только ОАО МАШ) такого предписания будет вряд ли возможно», — сказали в Шереметьево.
Ранее источник в менеджменте аэропорта пояснял, что компания не будет торопиться с обжалованием решения. «Мяч на стороне «Аэрофлота», — сказал он. Еще один источник в руководстве МАШ также говорил, что Шереметьево фактически было вынуждено подписать соглашение с «Аэрофлотом», несмотря на то что авиакомпании неоднократно давали понять, что документ с такими формулировками может вызвать значительные нарекания со стороны регулирующих органов.
Управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников не берется прогнозировать исход судебного рассмотрения дела. «Многое будет зависеть от того, что конкретно будут обжаловать «Аэрофлот» и Шереметьево, — пояснил он. — Вместе с этим случаи отмены решений и постановлений ФАС России в арбитражных судах носят не единичный характер, так что шансы отмены решения есть».
Теоретическая возможность оспаривания принятого решения есть всегда, соглашается Степан Гузей, советник юридической фирмы Lidings.
«Но соглашение, ставшее предметом рассмотрения комиссии УФАС, содержит весьма одиозные формулировки, которые уже неоднократно признавались ФАС России как нарушающие (при сопоставимых условиях) законодательство о конкуренции», — пояснил Гузей перспективы дела.
Даже партнер «Аэрофлота» по SkyTeam — Air France — хотя и осторожно, но отметил, что создание дискриминационных условий, равно как и введение преференций для избранных, не является общепринятым на рынке международных авиаперевозок, обратил внимание юрист. «Хотя понятно, что здесь речь в первую очередь идет о защите собственной репутации Air France», — уточнил он.
В рамках административного производства МАШ и «Аэрофлоту» грозит штраф от 0,003 до 0,15 размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (в зависимости от наличия специальных условий, предусмотренных ч. 1 ст. 14.32. КОАП), напоминает Гузей.
Алина Черноиванова