+ 7 (495) 933-08-00

Publications

14
August
2013

Обзор постановления правительства РФ от 12 августа 2013 г. № 688 о ценообразовании в сфере теплоснабжения, изменяющего порядок индексации тарифов на тепло

Yuriy Tatarinov, Head of Energy projects group

Обзор постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2013 года № 688 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075»

Утвержденные (в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 29  Федерального закона «О теплоснабжении» № 190−ФЗ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее –Постановление №1075) Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения содержат основные положения, связанные с расчетом, установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 5 Постановления № 1075, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные данным Постановлением, применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, платы за подключение к системе теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов), установленных для реорганизованной организации, в случаях их применения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, которая в порядке правопреемства приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

Данный пункт дополнительно устанавливает, что решения об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, а также платы за подключение к системе теплоснабжения на 2013 год принимаются органами регулирования в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний, подлежащих разработке и утверждению ФСТ России.

В настоящее время, проект Методических указаний подготовлен ФСТ России, зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2013 г. за № 29078, но на данный момент официально не опубликован.

Таким образом, в данный момент основания для принятия решений в области установления тарифов, предусмотренных подпунктом б) пункта 5 Постановления №1075, отсутствуют.

Кроме того, Постановление №1075 предусматривает, что с 1 января 2014 года утрачивает свою силу применяющееся в настоящее время в части регулирования отношений в сфере теплоснабжения Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Таким образом, начиная с 2014 года, тарифы в сфере теплоснабжения подлежат расчету и утверждению в соответствии с порядком, закрепленным в Постановлении №1075.

Постановление №1075 предусматривает установление и применение долгосрочных (более одного года) тарифов в сфере теплоснабжения, начиная с 1 января 2014 года.

По общему правилу, решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы)[1].

Поскольку решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения являютсянормативно-правовыми актами, они не могут иметь обратной силы.

Вместе с тем, существующая практика установления и применения тарифов по указанной выше схеме зачастую приводит к следующим негативным последствиям:

— отсутствие достаточного временного периода с момента утверждения тарифа до момента начала его применения, для целей возможной корректировки данного нормативно-правового акта.

— возникновение правовой неопределенности между субъектами регулирования в сфере теплоснабжения и потребителями в части расчетов за поставленные по регулируемой цене (тарифу) тепловую энергию, теплоноситель, оказанные услуги в сфере теплоснабжения, в случае признания решения об установлении соответствующего тарифа недействующим, в части регулирования отношений в период с момента вступления в силу данного нормативного правового акта и до момента признания его недействующим.

— сложность для субъекта теплоснабжения (теплоснабжающая организация, теплосетевая организация) при экономическом планировании деятельности (затрат) на очередной финансовый год.

— сложность для потребителей тепловой энергии (регулируемых услуг в сфере теплоснабжения) в планировании деятельности (учета соответствующих затрат в стоимости продукции) на очередной финансовый год.

Разумным решением в данной ситуации представляется «смещение» даты изменения (индексации) уровня регулируемых цен и тарифов в сфере теплоснабжения с 1 января на 1 июля года, следующего за годом принятия таких решений.

Примечательно, что аналогичный подход уже нашел свое применение в электроэнергетике и был закреплен в Постановлении Правительства РФ № 1178[2], в соответствии с которым, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год.

Рассматриваемый проект Постановления Правительства РФ от 12 августа 2013 года № 688 
«О внесении изменений в Постановление Правительства №1075» (далее – Проект Постановления №688) направлен на нивелирование и предупреждение указанных выше негативных последствий.

Так, в п. а) части 1 Проекта Постановления №688, вносящего изменение в пункт 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения указано, что «предельные уровни (тарифов – прим.) сроком действия на один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и других особенностей».

Цель корректировки данного пункта — конкретизация императивного требования, в соответствии с которым, срок действия таких тарифов – 1 финансовый год с календарной разбивкой по полугодиям.

Для сравнения: в действующей редакции Постановления № 1075, срок действия тарифов – 1 и более финансового года с календарной разбивкой и (или) с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Аналогичным образом в пункте б) части 1 Проекта Постановления №688 скорректирован пункт 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с которым, «предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.

Кроме того, действующая редакция пункта 15 Основ ценообразования в настоящее время устанавливает 3 основания для изменения срока действия предельных уровней тарифов:

a. федеральный закон (путем принятия федерального закона);

b. изменения, вносимые Правительством РФ в Постановление Правительства РФ №1075;

c. другие нормативно-правовые акты Российской Федерации (в случае их принятия).

Ссылка на „другие нормативно-правовые акты“ могла привести к возникновению правовых коллизий, вызванных нормотворческой деятельностью органов государственной власти в случае принятия ими противоречащих друг другу нормативных правовых актов.

С учетом корректировки, предлагаемой Проектом Постановления №688, фактически осталось два основания: Решение Правительства РФ и Федеральный закон.

Кроме того, в измененной Проектом Постановления № 688 редакции пункта 15 Основ ценообразования в области теплоснабжения дополнительно указано, что „тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Иными словами, суть предлагаемых изменений заключается в следующем: до 20 декабря текущего года в области теплоснабжения должны быть утверждены тарифы с разбивкой на два полугодия, при этом, уровень тарифа в первом полугодии 2014 года не должен превышать уровень тарифа, установленный по состоянию на период от 31 декабря 2013 года.

Таким образом, индексация тарифа будет происходить не с 1 января, а с 1 июля нового года, следующего за годом принятия решения об утверждении соответствующего тарифа.

Применение данных мер позволяет снизить влияние негативных факторов, приведенных в начале данного обзора, способствует „прозрачности“ процедуры утверждения тарифа и дает как потребителям, так и регулируемым организациям в области теплоснабжения время для оптимизации своей производственной деятельности с учетом динамики изменения тарифов, и, кроме того – время и возможность для обжалования (пересмотра) соответствующего тарифа, утвержденного на 2014 год — до начала применения измененного (проиндексированного) тарифа).



Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement