August
2013
Аналитический обзор постановления правительства РФ от 12 августа 2013 г. № 691 Об изменении ряда актов правительства по вопросам техприсоединения к электросетям
Обзор проекта Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2013 года № 691 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям»
Не секрет, что на сегодняшний день одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на условия ведения бизнеса в России, будь то мелкая розничная торговля или тяжелое машиностроение, является уровень доступности технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Указанное касается как технической стороны вопроса – в части сроков создания инфраструктуры, необходимой для технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, так и финансовой стороны вопроса – в части определения размера платы за технологическое присоединение к сетям.
Предпринимаемые правительством РФ на сегодняшний день меры по повышению доступности сетей инженерно-технического обеспечения для потребителей касаются не только сетей электроснабжения, но и сетей тепло-, газо- и водоснабжения.
Тем не менее, именно повышение доступности сетей электроснабжения является на сегодня одним из приоритетных направлений во внутренней политике России.
Следует указать, что комментируемый в рамках данного обзора Проект Постановления Правительства РФ №691 (далее – Постановление № 691) разработан в рамках выполнения Распоряжения Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 1144−р об утверждении «Плана мероприятий („Дорожная карта“) „Повышение доступности энергетической инфраструктуры“ (далее – Распоряжение №1144−р).
Распоряжение №1144−р установило виды, этапы, порядок разработки, внедрения и выполнения мероприятий для целей повышения доступности электрических сетей для потребителей. Одним из наиболее эффективных способов сокращения срока технологического присоединения является уменьшение количества (и срока) бюрократических процедур, сопровождающих данный процесс.
Так, подпункты 3 и 4 пункта I раздела II Распоряжения №1144−р устанавливают:
- необходимость исключения процедуры согласования с сетевой организацией проектов внутреннего и внешнего электроснабжения объектов потребителей мощностью до 150 кВт с сокращением сроков присоединения на 20 дней;
- необходимость введения регламентных сроков (до 15 рабочих дней) согласования с сетевой организацией проектов внутреннего и внешнего электроснабжения для объектов свыше
- 150 кВт;
- необходимость сокращения предельных сроков технологического присоединения в случае, когда не требуется сооружение сетевой инфраструктуры сетевой организации (при наличии технической возможности): с 180 до 120 дней для потребителей с присоединенной мощностью от 15 до 670 кВт.
С учетом указанного, комментируемый проект Постановления Правительства РФ от 12 августа 2013 года №691 в подпункте а) пункта 1 вносит изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила №861) и конкретизирует (разъясняет) порядок направления заявок на технологическое присоединение заявителями, а также вносит корректировки в сроки рассмотрения данных заявок сетевыми организациями. Кроме того, изменения касаются особенностей присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС» (относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее – ЕНЭС)).
Прежде всего, следует указать, что актуальная редакция пункта 8 Правил №861 не предусматривает ограничений для подачи заявок на технологическое присоединение в зависимости от уровня напряжения или факта отнесения электрических сетей к объектам ЕНЭС.
Приведенный в редакции Постановления №691 пункт 82 Правил №861 устанавливает, что заявки на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств может осуществляться только на уровне напряжения 220 кВ и выше, за исключением следующих случаев:
- технологического присоединения, осуществляемого в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств (для случаев увеличения потребляемой мощности или изменения схемы внешнего электроснабжения);
- технологического присоединения электростанций и энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи и средств связи.
Дополнительно уточнено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств сетевых организаций к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к ЕНЭС, может осуществляться на уровне напряжения 110 кВ и выше.
Таким образом, изменения делают акцент на приоритете сетей, не входящих в ЕНЭС, для нужд технологического присоединения в наиболее распространенных (типичных) случаях, поскольку у подавляющего большинства потребителей отсутствует техническая необходимость (заинтересованность) в присоединении к электросетям на уровне напряжения 220 кВ.
В то же время, справедливо, что данные нововведения распространяются только на потребителей, ранее не присоединенных к сетям ЕНЭС.
Также, внесены уточнения в порядок уведомления заявителями сетевых организаций в случае направления заявок на технологическое присоединение в 2 и более сетевые организации. В существующей редакции документа нет четкого определения момента, с которого начинает течь срок уведомления сетевых организаций. Дословно, сейчас в Правилах №861 содержится следующая формулировка: „в течение 3 рабочих дней с даты направления этих заявок“. В измененной редакции, данное предложение изложено следующим образом „в течение 3 рабочих дней со дня направления 2−й и последующих заявок“.
Изменением является также корректировка пункта 15 Правил №861. В соответствии с новой редакцией данного пункта, в случае подачи заявки заявителями – физическими лицами с присоединенной мощностью до 15 кВт; для случаев временного присоединения мощностью до 100 кВт включительно, а также для случая направления заявки предпринимателем или юридическим лицом в отношении мощности до 150 кВт включительно, срок направления в адрес данных заявителей со стороны сетевой организации подписанного проекта договора в 2−х экземплярах и технических условий (ТУ), как неотъемлемого приложения к договору определен как: „в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя“.
Для сравнения: в актуальной редакции пункта 15 Правил № 861, данный срок составляет 30 дней.
Аналогичным образом изменен срок направления проекта договора и ТУ в случае присоединения по индивидуальному проекту. Теперь он будет составлять 5 дней вместо 30 со дня утверждения размера платы за присоединение.
Также, в абзаце 7 пункта 15 Правил №861 скорректирована возможность увеличения срока технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью свыше 670 кВт.
Теперь, возможность увеличения срока техприсоединения возможна в отношении присоединяемых объектов по производству электроэнергии (примечание: ранее было понятие „генераторов“), установленная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
Таким образом, данное нововведение касается заявителей с энергопринимающими устройствами мощностью свыше 670 кВт и до 5 МВт.
Кроме того, для сложных случаев технологического присоединения сокращено суммарное время рассмотрения сетевой организацией заявки и согласования проекта ТУ на присоединение. Указанное достигнуто путем исключения существующей в настоящее время процедуры направления в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки в вышестоящую сетевую организацию информации о планируемом технологическом присоединении.
Пункт 23 Правил №861 дополнен абзацем, устанавливающим для Системного оператора (СО) обязанность по согласованию в течение 5 дней отступлений от выданных заявителю ТУ в случае, если ТУ согласовывались ранее с СО.
Пункт 25 Правил № 861 дополнен формулировкой о том, что отныне в ТУ для заявителей (кроме заявителей — физических лиц в случае присоединения энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, а также заявителей-индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно) должны быть указаны обязательные для выполнения сетевой организацией мероприятия в рамах техприсоединения, в том числе, путем урегулирования отношений с иными лицами. Нововведение направлено на конкретизацию мероприятий, предусмотренных ТУ и нивелирование негативных последствий, когда невозможно определить – на чьей стороне (и за чей счет) лежит обязанность по урегулированию отношений с иными лицами в рамках технологического присоединения.
Также, претерпел изменения пункт 29 Правил № 861. Данный пункт касается определения случаев технологической возможности для технологического присоединения. Существующая редакция пункта 29, указывая на инвестиционные программы естественных монополий в области электроэнергетики, прежде всего, имея в виду сетевые организации, не называет в качестве условий для технической возможности присоединения существующие обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности. Включение в данный перечень условий производителей электрической энергии позволяет расширить перечень оснований для технологического присоединения и снижает вероятность отказа сетевой организацией заявителю в присоединении по формальным основаниям.
Аналогичным образом скорректирован пункт 301 Правил №861, устанавливающий основания для присоединения по индивидуальному проекту – теперь применение данного способа возможно и в случае строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности.
Примечательно, что изменения внесены и в пункт 42 Правил №861, определяющий порядок взаимодействия сетевых организаций в случае необходимости увеличения перетока электрической энергии для нужд присоединения заявителя. Напомним, что сейчас у сетевых организаций два варианта действий:
- заявка подается в сетевую организацию, электрические сети которой в точке присоединения имеют более высокий класс напряжения;
- если уровень напряжения является равным, заявка подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока.
На практике, нередко возникали ситуации, при которых заявка не подавалась по причине того, что случай технологического присоединения не соответствовал ни одному из указанных критериев и сроки технологического присоединения затягивались.
Теперь данный пункт является логически завершенным: „в случае, если случай технологического присоединения не соответствует ни одному из критериев, предусмотренных абзацами первым и вторым настоящего пункта, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединяются объекты заявителя.
Кроме того, стоит указать и про положительные нововведения, вносимые в Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №823 (далее – Правила №823).
В настоящее время, пункт 25 Правил №823 устанавливает, что схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ разрабатываются органами исполнительной власти самих субъектов при участии „Системного оператора“ и сетевых организаций на 5−летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России.
Изменения предполагают раскрытие понятия „участие системного оператора при разработке программ развития“.
В новой редакции пункта 25 Правил №823, „Системный оператор“ осуществляет согласование схем и программ развития электроэнергетики регионов в части прогноза потребления электроэнергии и мощности в энергосистемах, а также мероприятий по развитию электрических сетей классом напряжения 110 кВ и выше.
Подводя общий итог, можно резюмировать, что вносимые изменения:
- упрощают и сокращают по времени процедуру технологического присоединения;
- устраняют правовые пробелы в части взаимодействия в „спорных“ ситуациях сетевых организаций в случае необходимости проведения мероприятий по усилению существующей сети для увеличения перетока электрической энергии;
- расширяют перечень оснований для наличия технической возможности для технологического присоединения, путем включения в данный перечень объектов по производству электрической энергии;
- упорядочивают процесс технологического присоединения к электрическим сетям ЕНЭС;
- вносят коррективы в части момента отсчета сроков для отдельных процедур, совершаемых в рамках технологического присоединения;
- сокращают количество оснований для продления срока технологического присоединения в так называемых „сложных“ случаях технологического присоединения.
С учетом указанного, остается надеяться, что меры, предпринимаемые в части повышения доступности электросетевой инфраструктуры, будучи примененными в реальной жизни, окажутся эффективными и положительно скажутся на сроках технологического присоединения.