March
2014
Специфика участия в проектах государственно-частного партнерства
Irina Nikolaeva, Junior associate, Energy practice
VEGAS LEX_Корнев_Корпоративный юрист. Практикум_03.2014
Download fileFile added | 15.07.2016 |
Presentation | .pdf (115 Кб) |
Новая организационно-правовая форма юридического лица с точки зрения государственно-частного партнерства интересна, прежде всего, в аспекте возможности ее использования при разработке правовых и финансовых моделей реализации конкретных проектов. Хозяйственное партнерство обладает как преимуществами, так и недостатками.
Среди преимуществ следует отметить гибкость системы управления хозяйственным партнерством, которая достигается за счет использования элементов регулирования, свойственных для хозяйственных обществ и простых товариществ. Перспективным является и механизм участия лиц, не являющихся участниками партнерства, в соглашении об управлении партнерством, содержащем условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства (ст. 6 Закона № 380-ФЗ). За счет такого механизма может обеспечиваться, например, дополнительный контроль за реализацией проекта консорциумом частных партнеров, сформированных на основе хозяйственного партнерства, со стороны государственного партнера.
Вместе с тем, существуют и недостатки, снижающие ценность хозяйственного партнерства как элемента организационных моделей ГЧП-проекта.
Так, например, отсутствие в законодательстве нормы, напрямую допускающей участие публично-правовых образований в хозяйственном партнерстве, может рассматриваться государственными партнерами и инвесторами как правовой риск использования этой организационно-правовой формы для обеспечения участия государственного партнера в проекте.
Участниками соглашения об управлении партнерством, как уже было отмечено, могут являться лица, не являющиеся участниками партнерства. При этом сведения о таких участниках не вносятся в ЕГРЮЛ (ч. 2 ст. 6 Закона № 380-ФЗ), права и обязанности таких участников регулируются преимущественно соглашением об управлении партнерством, при этом в этой части практически отсутствует специальное регулирование. Совокупность указанных фактов может создать дополнительные риски для контрагентов хозяйственных партнерств.
По прямому указанию закона партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ч. 4 ст. 2 Закона № 380-ФЗ). Таким образом, хозяйственное партнерство не может использовать проектные (инфраструктурные) облигации в целях привлечения заемного финансирования.
Государственный партнер может участвовать в складочном капитале хозяйственного партнерства только денежными средствами, но не иным имуществом. Действующее законодательство о приватизации предусматривает возможность внесения государственного или муниципального имущества только в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона № 178-ФЗ) в то время как механизм предоставления бюджетных инвестиций в уставные капиталы юридических лиц может применяться в отношении различных видов юридических лиц (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Такой запрет существенно ограничивает варианты структурирования моделей проектов в силу ограниченности вариантов имущественного участия в них государственного партнера.
По нашему мнению, хозяйственное партнерство имеет потенциал применения в рамках ГЧП-проектов, но данная организационно-правовая форма не является универсальной и должна использоваться с учетом выявленной специфики.