May
2014
Стоимость электроэнергии для «линейных объектов»
Сollective of authors, VEGAS LEX
VEGAS LEX_Линейные_объекты_ЭПР_05.2014
Download fileFile added | 15.07.2016 |
Presentation | .pdf (574 Кб) |
Существующая сегодня структура цены на электроэнергию включает в себя не только ставку за киловатт-час энергии, но и ставку за киловатт мощности. Мощность рассматривается как отдельный особый товар, имеющий свою цену и оплачиваемый за определенный объем.
От величины мощности зависит множество показателей, влияющих, в конечном счете, на стоимость электрической энергии. Так, от величины максимальной мощности энергопринимающих устройств – менее либо свыше 670 кВт – зависит возможность выбора первой ценовой категории для расчетов за электроэнергию (пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442 (далее – Основные положения)), обязанность по оборудованию точек поставки интервальными (почасовыми) приборами учета и последствия невыполнения такой обязанности (пункт 139 Основных положений), дифференцированная по подгруппам потребителей сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, применяемая при расчете стоимости электроэнергии (Пункт 65 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178; пункт 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 30 октября 2012 года №703-э). Величина фактически потребленной мощности рассчитывается при определении обязательств потребителя по оплате электроэнергии на розничном рынке (пункт 88 Основных положений) и по оплате услуг по передаче электроэнергии по двухставочному варианту тарифа (пункт 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861).
Споры о мощности
Крупные потребители, как правило, имеют несколько энергопринимающих устройств, включающих в себя большое количество точек поставки, в которых определяются обязательства по оплате электроэнергии. На практике у таких потребителей возникают сложности как при определении величины максимальной мощности, так и при расчете величины фактически потребленной мощности.
Величину максимальной мощности можно определять либо отдельно в каждой точке поставки (для каждого энергопринимающего устройства) либо совокупно по всем точкам поставки (энергопринимающим устройствам) потребителя. Очевидно, что во втором случае величина максимальной мощности будет больше.
Применяя разные подходы к определению величины максимальной мощности, можно отнести одного и того же потребителя к разным категориям: менее или свыше 670 кВт – что приведет к применению более дорогой ценовой категории; до 150 кВт либо от 150 до 670 кВт либо от 670 кВт до 10 МВт либо не менее 10 МВт – что приведет к применению более высокой сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Величину фактически потребленной мощности также возможно рассчитывать как в каждой точке поставки отдельно, так и в совокупности точек поставки. При этом, поскольку величина фактически потребленной мощности рассчитывается как среднее арифметическое значение из максимальных фактических почасовых объемов потребления электрической энергии, расчет по каждой точке поставки будет всегда приводить к большим величинам мощности, чем по совокупности точек. Сумма максимумов больше максимума суммы.
Применение различных подходов к определению величин мощности, учитываемых при расчетах на розничных рынках электрической энергии, порождает многомиллионные судебные споры между потребителями, сбытовыми и электросетевыми компаниями (см., например, дела Арбитражного суда города Москвы №№А40-4501/2012, А40-130669/2012, А40-144457/2012, Арбитражного суда Вологодской области №№А13-765/2013, А13-3215/2013 и др.).
Попытка упорядочить
13 августа 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.13 г. №652, которым были внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики в части уточнения порядка определения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей. В частности были внесены изменения в пункт 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и пункты 2, 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Суть изменений сводится к тому, что мощность (как максимальную, так и фактическую) необходимо определять по всем точкам поставки, относящимся к энергопринимающему устройству потребителя. А если у потребителя несколько энергопринимающих устройств – по всем точкам поставки, относящимся к совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, основным критерием объединения энергопринимающих устройств потребителя в совокупность, по которой будет определяться величина мощности, законодатель установил наличие электрических связей через электросети самого потребителя.
Необходимо отметить, что указанный подход ранее был закреплен в пункте 7 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 30 октября 2012 года №703-э, однако затрагивал только вопрос определения величины максимальной мощности для целей определения дифференцированной по подгруппам сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. При этом в качестве критерия совокупности энергопринимающих устройств определено не только наличие электрических связей, но и единство границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств.
Специфика линейных объектов
Однако внесение указанных изменений не поставило точку в спорах о величинах мощности и о применимых подходах при их определении. Такие споры продолжают разворачиваться при энергоснабжении потребителей, имеющих большое количество территориально рассредоточенных энергопринимающих устройств и развитую электросетевую инфраструктуру. К числу таких потребителей зачастую относятся владельцы линейных объектов, расположенных на территориях нескольких регионов, – железные дороги, автомагистрали, газо-, нефтепроводы и т.д.
Во-первых, не всегда очевидно, имеются ли электрические связи между энергопринимающими устройствами линейного объекта. Действительно, если между двумя подстанциями мощностью по 500 кВт каждая натянута воздушная линия низкого напряжения с пропускной способностью не более 100 кВт (например, для обеспечения освещения), можно ли считать, что электрическая связь между этими подстанциями установлена, ведь такая связь не обеспечит в полном объеме перетоков электроэнергии от одной подстанции к другой. Или же законодатель под электрическими связями имел в виду такие связи, которые обеспечивали бы в полном объеме перетоки электроэнергии между энергопринимающими устройствами? Четкого ответа на вопрос, что понимать под электрическими связями, действующее законодательство не дает.
Во-вторых, даже если энергопринимающие устройства линейного объекта имеют электрические связи через объекты электросетевого хозяйства потребителя, законом не урегулировано, как определять мощность в случаях, когда энергопринимающие устройства расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Можно обратиться к критерию «единства границ балансовой принадлежности», установленному пунктом 7 Методических указаний ФСТ России №703-э. Однако какие границы балансовой принадлежности энергопринимающих устройств считать «едиными» действующее законодательство также не описывает, и данный критерий формально установлен только для целей определения сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Вероятно, под едиными границами балансовой принадлежности законодатель имел в виду границу с одной сетевой организацией, то есть если одна подстанция потребителя имеет границу балансовой принадлежности с сетевой компанией А, а другая подстанция – с сетевой компанией В, такие подстанции не находятся в единых границах балансовой принадлежности.
Однако непонятно как быть, когда энергопринимающие устройства находятся в единых границах балансовой принадлежности, но расположены на территории разных регионов и, следовательно, зон деятельности разных гарантирующих поставщиков электроэнергии.
Например, на сегодняшний день на территории Орловской области в качестве гарантирующего поставщика действует ООО «Интер РАО – Орловский энергосбыт», на территории Курской области – ОАО «Атомэнергосбыт», на территории Воронежской области – ОАО «Воронежская энергосбытовая компания». При этом на территориях данных регионов осуществляет деятельность одна межрегиональная сетевая компания – ОАО «МРСК Центра».
При выстраивании линейным объектом-потребителем отношений с каждым гарантирующим поставщиком величины мощности будут одни, а с межрегиональной сетевой компанией – другие. Данная ситуация не способствует стабильности оборота электрической энергии и отношений между субъектами электроэнергетики, а также порождает возможности для злоупотреблений как со стороны энергосбытовых компаний, обслуживающих потребителей, владеющих линейными объектами, так и со стороны гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.
Варианты решения
Представляется, что разрешение описанной коллизии возможно с использованием нескольких подходов к расчету величин мощности для линейных объектов, энергопринимающие устройства которых имеют электрические связи посредством электросетей потребителя и рассредоточены на территории нескольких регионов.
Подход первый. Величины мощности должны рассчитываться по совокупности точек поставки всех энергопринимающих устройств. В этом случае стоимость электроэнергии для линейного объекта-потребителя (или для действующей в его интересах энергосбытовой компании) будет наиболее выгодной: наиболее дешевая сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, наиболее низкая величина фактической мощности в связи со сглаживанием профиля потребления электроэнергии.
Подход второй. Величины мощности должны рассчитываться по каждому энергопринимающему устройству отдельно, независимо от наличия между ними электрических связей. В этом случае стоимость электроэнергии будет наиболее невыгодной для линейного объекта-потребителя: наиболее дорогая сбытовая надбавка, наиболее высокая величина фактической мощности.
Подход третий. Величины мощности должны рассчитываться по совокупности энергопринимающих устройств, имеющих электрические связи через электросети потребителя, но расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации. Стоимость электроэнергии в этом случае будет усредненной между первым и вторым подходами.
Для определения объема обязательств на розничных рынках электроэнергии наиболее справедливым и сбалансированным является третий подход. Расчетные величины мощности применяются или влияют на применение в первую очередь регулируемых государством тарифов – сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Такие тарифы утверждаются отдельно в каждом регионе, включая случаи, когда субъект регулирования осуществляет регулируемую деятельность сразу в нескольких регионах (например, для межрегиональных сетевых компаний тарифы на услуги по передаче устанавливаются для каждого филиала компании, функционирующего в соответствующем регионе). При установлении тарифов учитываются прогнозные величины потребления мощности в соответствующем регионе. Таким образом, применение величины мощности, рассчитанной в соответствии с первым подходом, нарушит всю систему тарифно-балансового регулирования в регионах.
Действующее законодательство в области порядка ценообразования на электроэнергию не учитывает особенности состава энергопринимающего оборудования линейных объектов и оставляет широкий простор для судейского усмотрения. При разрешении споров потребителей-владельцев линейных объектов (или энергосбытовых компаний, действующих в их интересах) с гарантирующими поставщиками и/или сетевыми организациями разные суды придерживаются разных подходов к порядку определения величин мощности (См., например, дела Арбитражного суда города Москвы №№ А40-61658/2013, А40-81581/2013, А40-75001/2013, А40-10294/2014, А40-21164/2014, Арбитражного суда Удмуртской республики №№А71-13217/2013, А71-13967/2013, Арбитражного суда Ульяновской области №А72-17360/2013, Арбитражного суда Воронежской области №А14-8297/2013, Арбитражного суда Тверской области №А66-4366/2013 и др.). На данном этапе сложно спрогнозировать, каким путем пойдет развитие судебной практики в этом вопросе.
Законодательство требует дополнений
Таким образом, назрела необходимость дополнить отраслевое законодательство в части порядка определения величин мощности для целей расчетов на розничных рынках электрической энергии с учетом особенностей энергопринимающего оборудования линейных объектов, а именно:
- уточнение содержания критериев «единство границ балансовой принадлежности» и «электрические связи», применяемых для целей установления совокупности энергопринимающих устройств потребителя, в рамках которой формируется объем обязательств на розничном рынке электроэнергии;
- ограничение совокупности энергопринимающих устройств, принадлежащих владельцу линейного объекта, границами субъекта Российской Федерации.