+ 7 (495) 933-08-00

Publications

7
July
2014

КИКой кошмар!

Yuriy Ivanov, Head of Tax practice

Длящаяся уже несколько лет кампания по деофшоризации в 2014 г. вылилась в законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Россия попытается собирать налоги с иностранных активов.

Согласно первоначальной редакции документа, если российский бизнесмен владеет хотя бы 10% в капитале иностранной фирмы, он должен уведомлять об этом наши налоговые органы и платить 20% с нераспределенной прибыли иностранной компании. Опубликованный проект вызвал бурю возмущения у российских предпринимателей и даже топ-менеджеров госкомпаний, активно регистрирующих за рубежом дочерние структуры, например, для продвижения проектов «Северного потока» и «Южного потока». Ну а эксперты выразили сомнения, что проект вообще исполним. Было неясно, как закон администрировать, на каком языке и какие документы нужно представлять в налоговую, кто и на какой территории будет проводить проверки. И за счет кого - подозреваемого лица? По данным бизнесмена Давида Якобашвили, со 150 крупнейших компаний, вышедших на IPO, и еще 200 компаний, планирующих это сделать, за счет деофшоризации можно собрать $200-400 млн в год, а 150 000-200 000 частных лиц, владеющих офшорными структурами по всему миру, могут дать еще $3 млрд в год. «Но чтобы это все администрировать, может быть, надо будет еще больше потратить», – подчеркивает Давид Якобашвили.

Видимо, осознавая это, правительственная бюрократия в последнее время пошла на уступки лоббистам из бизнес-ассоциаций, внеся в проект ряд поправок. В частности, нижняя планка доли в иностранной компании была поднята до 50% +1 акция, введена этапность вступления закона в силу. Его действенность в нынешнем виде для экспертов неясна, но все понимают, что истинной целью правительства является наполнение бюджета в свете упадка экономики и роста бюджетного дефицита, притом что потребность в деньгах не уменьшается, ведь на повестке дня присоединение Крыма и чемпионат мира по футболу.

Стоит отметить, что, выполняя указания президента, крупные компании начали заявлять о готовности отказаться от использования офшоров. В частности, глава «Роснефти» Игорь Сечин еще в 2013 г. говорил, что компания в ближайшее время поменяет юрисдикцию активов ТНК-BP с офшорной на российскую. В декабре 2013 г. аналогичные заявления через СМИ прозвучали и от других компаний («Русал», «Металлоинвест», МТС). Узнать, выполнены ли эти обещания, от самих компаний не удалось. Однако, как заявили «Ко» эксперты юридической фирмы VEGAS LEX, по их субъективной оценке, реальной деофшоризации не происходит. Например, недавно одна из крупнейших российских компаний определила победителя конкурса. При этом за месяц до получения подряда акции компании-победителя были выкуплены офшорными фирмами, зарегистрированными на Кипре и Британских Виргинских островах. «Этот пример может быть воспринят двояко: либо бизнес будет работать и дальше, применяя иностранные инструменты, либо отдельные представители бизнеса будут получать индивидуальное разрешение на работу через офшоры», – говорят в VEGAS LEX.


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement