July
2014
Недосягаемый ресурс
Доступ к ресурсам — одна из важнейших составляющих инвестиционного климата. Реализации промышленных проектов в России мешают высокая стоимость присоединения к сетям, отсутствие технической возможности для него, сложность процедур и злоупотребления монополистов: несоблюдение сроков, непрозрачное ценообразование и т.д. Однако попытки решить проблему в суде — самый долгий метод борьбы, считают юристы компании VEGAS LEX. Впрочем, не все юристы скептически относятся к судебным перспективам. «Практика показывает, что решение вопросов в суде или ФАС при необоснованных отказах в технологическом подключении — эффективный способ урегулирования проблемы, — считает Софья Соколова, юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и Партнеры». — Однако теряется много времени, так как спор обычно рассматривают несколько инстанций. Когда дело об отказе разбирает Антимонопольная служба, сетевые компании, как правило, обжалуют ее постановления в судебном порядке». Практические аспекты этой темы стали предметом обсуждения на «круглом столе» «Электро-, газо- и водоснабжение промышленных объектов. Правовые инструменты обеспечения доступности инженерных коммуникаций». Он прошел в мае в Петербурге по инициативе юридической фирмы VEGAS LEX. «Россия занимает 117-е место в мире по доступности подключения к электросетям, — сообщил партнер VEGAS LEX, ссылаясь на рейтинг Doing Business. — К 2015 году наша страна должна оказаться на 60-м месте в рейтинге, а в 2018-м — на 20-м. Что касается газовой отрасли, она у нас вообще самая нерегулируемая». Система под напряжением Участники «круглого стола» получили возможность задать вопросы руководителю Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрею Максимову. Он подробно рассказал об альтернативной возможности — добиваться технологического присоединения через прямой договор с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Пакет документов требуется такой же, как для сетевой организации, но гарантирующий поставщик заинтересован в продаже ресурсов. Правда, Андрей Максимов считает, что оказывать услуги по передаче и подключению потребителей должны все же сетевые компании. «Процесс подключения нормально регулируется, — подчеркнул представитель министерства. — Другой вопрос, что сетевые компании делают это из рук вон плохо. Потребители же неважно знают свои права и поэтому ищут всевозможные выходы. Правильный подход — заставить качественно работать ту организацию, на которую эти функции возложены». Если же по вине сетевика производство вынуждено годами работать на дизель-генераторах, то, согласно законопроекту, недавно представленному на общественное обсуждение, монополисту придется отвечать за несоблюдение сроков по технологическому присоединению. Потребитель вправе снабжаться за счет собственного источника, но сетевая компания будет оплачивать потраченное топливо, по сути возмещать издержки потребителя до того момента, как его все-таки подключат к сети. Со своей стороны, Глеб Кононов, заместитель руководителя УФАС по Ленинградской области, считает, что Ростехнадзор надо заставить по закону выполнять экспертизу технической возможности присоединения к сетям. «Ленэнерго» ссылается на технические сложности, особенно если речь идет о присоединении независимых источников энергии, — заметил он. — Но кто может это проверить, кроме Ростехнадзора? У ФАС нет таких экспертов». Предпринимателям до сих пор не совсем понятно, почему дополнительную мощность приходится покупать, а отказаться от приобретенной мощности в пользу монополиста можно только безвозмездно. «Эта мощность просто резервировалась под ваш бизнес, — пояснил Андрей Максимов, — а сейчас остается у сетевиков, как и оборудование, трансформаторы, которыми она обеспечивается». Газовый самострой Прежние правила технологического подключения к сетям газоснабжения, по словам старшего юриста VEGAS LEX Юрия Татаринова, подразумевали, что при наличии инвестпрограммы у газораспределительной организации (ГРО) инвестор может внести плату за подключение и получить газ до границы участка. Если такой программы нет, ГРО имела право включить в технические условия строительство внешней инфраструктуры за счет потребителя. Неудивительно, что инвестиционные программы газовиков оставались тайной за семью печатями. «В этом было известное ехидство со стороны ресурсоснабжающей организации, — комментирует представитель VEGAS LEX. — Предпринимателю говорили: «Построй, а потом попробуй сдать нам все в эксплуатацию». В такой ситуации было проще всего нанять в качестве подрядчика саму газораспределительную организацию или дружественные ей структуры. Основной минус — невозможность договориться о стоимости работ на рыночных условиях и заранее оценить затраты на подключение». В июне 2013 года государство скорректировало процесс подключения к газу по аналогии с электричеством. Сейчас газоснабжающая организация обязана довести инфраструктуру до границ участка, а потребитель — выполнить мероприятия по подключению внутри. Размер платы за подключение утверждается РЭК (региональной энергетической комиссией). Если подключение происходит по индивидуальному проекту, стороны вправе оговорить предварительный размер платы до ее утверждения РЭК. Если ГРО утверждает, что технической возможности для подключения нет, потребитель вправе потребовать от нее корректировки инвестпрограммы и опять-таки привлечь к проблеме РЭК. С марта 2014-го вступили в силу новые правила подключения к сетям газоснабжения. У потребителя появилось реальное право перераспределить мощность в пользу других потребителей, конечно, с учетом технических ограничений. Появилась льготная категория клиентов — те, кто запрашивает нагрузку не более 15 кубометров в час. Для них цена подключения может составлять от 20 000 до 50 000 рублей в зависимости от региона. «Есть еще практическая возможность для маневра, — уточняет представитель VEGAS LEX. — Законодательство допускает существование муниципальных, региональных инвестпрограмм развития газоснабжения. Если власти заинтересованы в проекте, можно встроиться в них. Конечно, есть риски политические, риск, что в бюджете не найдется средств. Такие программы не подразумевают жестких гарантий и вызывают повышенное внимание у контрольно-надзорных органов. И если власть в регионе меняется, то, что казалось благом на старте, может обернуться проблемами. Особенно в жесткой конкурентной среде, потому что ваше участие в инвестпрограмме конкуренты могут использовать против вас». Мнения экспертов Михаил Ерофеев, генеральный директор ОАО «Мультимодальный комплекс «Усть-Луга»: – Усть-Луга — крупнейший порт в стране с потенциальным объемом перевалки 180 млн т в год. Уже сейчас здесь переваливают 72 млн тонн грузов. Появляется индустриальная зона. Но возникают сложности. Практически невозможно резервировать мощности. В Усть-Луге планируется строительство подстанции 330 кВ. Но ФСК еще не приступила к работам, а мощность на 80% уже разобрали другие потребители. Остается около 30 МВт, которые мы хотели бы зарезервировать. При этом ФСК требует, чтобы мы обозначили все будущие точки подключения, оборудование, нагрузки и т. д. Разумеется, у нас такой возможности нет: парк еще только развивается. Неизвестно, когда к нам придет последний инвестор и какое у него будет оборудование. И мы получаем отказ. Чтобы обеспечить регион газом в промышленных объемах, полтора года назад губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обращался к президенту лично. Была дана соответствующая команда Газпрому. Но до сих пор не до конца понятно, как и, главное, когда этот газ попадет в Усть-Лугу. С помощью администрации ЛО к делу подключился институт «Гипроспецгаз», который начал расчеты потребления. Уже известны основные потребители, но все равно ничто не подтверждено. Геннадий Киркин, генеральный директор ЗАО «СК «Ирбис»: – Правительство должно поощрять создание сети частных мини-электростанций различной мощности и небольших сетевых компаний. В некоторых странах ЕС объем энергии, вырабатываемой на объектах малой энергетики, достигает 40%. У нас, думаю, и 5% не наберется. Это все равно что оставить в Петербурге вместо 5500 автозаправок всего три. Выстроить огромную очередь и продавать билеты на право въехать на заправку и приобрести бензин. Мы всей страной спорим о цене «билета», а надо говорить о том, как преодолеть монополию на производство и продажу энергии. Во всем мире плата за то, чтобы можно было покупать ресурс, минимальна или вообще отсутствует. Посмотрите на ситуацию с телефонией. В последний раз мы оплачивали строительство сетей телефонизации и связи к своим объектам в 2004 году. Сейчас для нас это не стоит ничего. Потому что высокая конкуренция на рынке, операторы бьются за потребителя и сами тратят средства на подключение абонентов. Виктор Тимонов, исполнительный директор компании «А-Девелопмент» (ГК AAG): – ФСК ведет лукавую игру, требуя: «Скажите, сколько мощности вам надо, тогда рассчитаем тариф». Они отлично знают, что рассчитать заранее нельзя. В то же время почти невозможно получить разрешение на установку собственной генерации. «Ленэнерго» тратит два-три года, чтобы обеспечить проект энергией, а свой когенератор можно запустить в течение полугода. Но большинство объектов — промышленных и общественных — требуют запитывания энергией по первой категории. И значит, надо обеспечить синхронизацию работы мини-электростанции с сетью. Но вопрос не решается никак. Технические условия просто не получить! Сетевые организации не знают, каким образом их оформить и как взять плату за эту работу. Партнер VEGAS LEX: – Для инвесторов, которые хотели бы подключиться к газу, часто все заканчивается на стадии выдачи техусловий. Мы сопровождали инвестиционный проект одного ведущего мирового производителя сельскохозяйственной техники. Инвестор принял решение о расширении своего сборочного производства. Но возникла проблема с газом - его невозможно было получить без реконструкции сети. Компании предложили самостоятельно построить bypass протяженностью 9-10 км. Представители компании резонно ответили, что строительство и содержание газовой инфраструктуры — не их бизнес. Наконец, городская администрация, очень заинтересованная в инвестпроекте, предложила компании профинансировать только проектирование газопровода, обещая обеспечить его подключение. Но инвесторам всегда важна конкретная дата, а никаких гарантий, что эту документацию утвердят, выберут по тендеру, построят по ней газопровод и подключат точно в срок, не было. Ни мы, ни администрация города и края так и не смогли выяснить, можно ли перераспределить достаточный объем газа в принципе. Газораспределительная организация просто не выдавала данные о свободных мощностях! Нам пришлось искать индивидуальное решение и выстраивать сложную систему взаимных договоров и протоколов, заранее принимая этот базовый риск. |
|