November
2014
Комплексное влияние
Действовавший с 2011 года особый порядок возбуждения уголовных дел по указанным преступлениям отменен. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Закон № 308 ввел новый порядок взаимодействия с налоговыми органами на стадии до возбуждения уголовного дела, предусматривающий направление материалов в налоговый орган (через вышестоящий налоговый орган) для последующего получения заключения и иной информации от налогового органа по указанным материалам. Однако данные положения представляются фактически бездейственными:
n новые положения УПК РФ предусматривают не проверку налоговым органом правильности расчета или оснований привлечения к ответственности по существу, а лишь сообщение информации о том, проводилась ли ранее налоговая проверка с исследованием обстоятельств, указанных в сообщении о преступлении, и проводится ли такая проверка в настоящий момент;
n новые положения УПК РФ не связывают действия следователей и возможность возбуждения уголовного дела ни с ответом, полученным от налогового органа, ни с самим фактом получения такого ответа;
n направление материалов в налоговый орган формально предусмотрено лишь для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания (в частности, из ОВД). Направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
Более того, согласно Решению ВС РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу.
Необходимо отметить, что данный порядок взаимодействия не распространяется на дела о сокрытии денежных средств и иного имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам.
Закон № 308 исключил полномочия органов дознания, к которым относятся и органы внутренних дел, по возбуждению и прекращению (с согласия прокурора) уголовных дел по ст. 198–199.1 УК РФ.
Однако введенные изменения полностью не исключают возможности осуществления различных мероприятий органами внутренних дел как по поручению следователей, так и самостоятельно в рамках проверки сообщений о преступлении.
Внесенные Законом № 308 изменения оказывают комплексное влияние на уголовное производство и опосредованно на ведение бизнеса:
n практически безгранично расширяют круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела;
n существенно расширяют перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела;
n расширяют перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел;
n усложняют и делают менее надежным механизм освобождения от уголовного преследования при уплате суммы недоимки, пеней и штрафов.
Также возможный «разворот последовательности» (при котором не следствие будет основываться на решении налогового органа и материалах налоговой проверки, а налоговая проверка будет проводиться на основании возбужденного уголовного дела) налоговых и следственных мероприятий может сделать рабочим подп. 3 ст. 122 НК РФ, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами даже в делах «по аффилированным однодневкам».