November
2014
Анализ законопроекта «О налоговом консультировании»
Вопросы регулирования рынка налогового консалтинга обсуждаются профессиональным сообществом более 10 лет, и уже предпринимались попытки введения федеральных законов о налоговом консультировании, которые в итоге так и не были приняты.
23 мая 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации в очередной раз внесен законопроект «О налоговом консультировании». Как следует из преамбулы самого законопроекта, он определяет правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию в Российской Федерации.
Постараемся проанализировать, что вводит законопроект, какие гарантии и преференции он предоставляет участникам правоотношений и как он может повлиять на рынок услуг в сфере налогообложения.
Действие законопроекта распространяется на регулирование следующих услуг:
§ консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах;
§ оценка налоговых рисков;
§ стратегическое налоговое планирование;
§ подготовка рекомендаций по ведению налогового учета;
§ составление налоговой отчетности и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы;
§ представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления.
Законопроект вводит новых участников правоотношений в сфере оказания услуг — такие понятия, как налоговый консультант и налоговая консультация. Принципиально важным является то, что законопроект не запрещает оказание тех же услуг иными лицами, но в таком случае его положения не будут применяться к таким правоотношениям, а указанные лица не будут иметь права использовать в своем наименовании словосочетания «налоговый консультант», «налоговая консультация».
Налоговый консультант — это физическое лицо, имеющее стаж работы по специальности не менее одного года (если образование не юридическое или экономическое, то не менее двух лет), сдавшее квалификационный экзамен в аккредитованном Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) высшем учебном заведении, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.
Налоговая консультация — это коммерческая организация, имеющая в штате на основании трудовых договоров не менее трех налоговых консультантов и являющаяся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.
Особые требования, кроме наличия аттестата и уплаты взносов для членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов, не предъявляются.
Сама же саморегулируемая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций, если удовлетворяет следующим требованиям:
§ является некоммерческой;
§ объединяет не менее 100 налоговых консультантов и (или) налоговых консультаций;
§ имеет стандарты деятельности по налоговому консультированию и правила осуществления контроля качества работы своих членов;
§ имеет утвержденные программы повышения квалификации своих членов;
§ обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов;
§ отражает в СМИ и Интернете информацию о своих членах.
Основные гарантии, которые законопроект предоставляет консультируемым лицам:
1) гарантии квалификации налоговых консультантов не ниже установленного уровня;
2) имущественная ответственность;
3) конфиденциальность.
Сам перечень гарантий консультируемого лица, безусловно, является правильным и необходимым, но «дьявол кроется в деталях».
Гарантии квалификации налоговых консультантов
Наличие квалификационного экзамена и требование к минимальному стажу работы по специальности действительно дают возможность отсеять откровенно низкоквалифицированных специалистов, а необходимость повышения квалификации в течение не менее 72 часов за два года позволит поддержать минимально необходимый уровень знаний.
В то же время нужно понимать, что требование к стажу работы по налоговой специальности один год — это весьма низкий порог «отсеивания».
Схожая картина и с экзаменами, ведь согласно законопроекту квалификационный аттестат налогового консультанта выдается без ограничения срока его действия. Соответственно, лет через пять после сдачи экзамена физическое лицо, даже не имея достаточной практики работы по специальности в этот период, может стать налоговым консультантом.
Возможно, дополнительные испытания и контроль квалификации налоговых консультантов будут устанавливать сами саморегулируемые организации налоговых консультантов.
Имущественная ответственность
Одно из самых важных положений законопроекта — это имущественная ответственность налоговых консультантов (налоговых консультаций).
Законопроект устанавливает ответственность в размере сумм штрафа и пени, взысканных контролирующим органом. При этом для наступления ответственности налогового консультанта необходимо вступление в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пени (что обычно занимает более года с момента взыскания соответствующих сумм).
Важным моментом является то, что ответственность не распространяется на сумму доначисления самого налога или отказа в его возмещении. Подобное положение справедливо не во всех случаях, ведь возможность доначисления и (или) отказа контролирующего органа возместить налог может быть следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. В таком случае консультируемое лицо уплачивает налог, который не должно было уплачивать при правильном структурировании сделки.
Более того, ответственность ограничивается лишь претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями.
В частности, весьма распространены хозяйственные споры о взыскании денежных средств сверх договора или неосновательном обогащении, связанном с неправильным исчислением и выставлением НДС поставщиком (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Аналогичным образом часто возникают проблемы при удержании сумм НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц налоговым агентом. Неправильное исполнение обязанностей налогового агента или неверные формулировки хозяйственных договоров иногда являются причиной прямых убытков налогового агента.
Также необходимо обратить внимание, что законопроект фактически не регулирует сам порядок возмещения убытков (ущерба) консультируемого лица и гарантии исполнения обязательств налоговым консультантом. Не установлены ни пределы компетенции (ответственности) налоговых консультантов и (или) саморегулируемой организации, ни порядок формирования компенсационного фонда, ни порядок страхования ответственности.
При этом необходимо понимать, что сумма доначисленных санкций и пеней может достигать сотен миллионов рублей, соответственно при таких доначислениях получить возмещение от налогового консультанта без достаточного страхования его (или коллективной) ответственности вряд ли удастся.
Конфиденциальность
Одно из главных достоинств законопроекта — запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, составляющей профессиональную тайну. Однако прямо он не указывает на возможность применения данных положений к налоговым и иным консультантам, указывая лишь на адвокатскую и аудиторскую тайну.
Кроме того, законопроект устанавливает тайну налогового консультирования — это любые полученные налоговым консультантом (налоговой консультацией) сведения. Однако к ним не относятся данные о заключении соответствующего договора на оказание услуг и величине их оплаты.
Недостатки законопроекта в части конфиденциальности, кроме вышеуказанного раскрытия информации о самом договоре и стоимости консультирования, заключаются в незащищенности информации при осуществлении проверок налогового консультанта (налоговой консультации) как самой саморегулируемой организацией, так и ФНС России. Положения законопроекта позволяют налоговой службе осуществлять проверки не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно налоговых консультантов (налоговых консультаций). При этом законопроект прямо устанавливает, что налоговый консультант (налоговая консультация) обязан проходить контроль качества работы, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации все необходимые для этого документы и информацию.
Комплексный анализ законопроекта дает основания полагать, что в случае его принятия в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако существенного изменения рынка услуг в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не должно произойти.
Гарантии, устанавливаемые законопроектом, давно уже реализуются крупными и даже средними игроками рынка: строжайший отбор кандидатов и внутренний контроль качества, имущественная ответственность, застрахованная на существенные суммы, позволяющие покрыть в крупных компаниях практически любые претензии налоговых органов, конфиденциальность, предоставляемая адвокатскими бюро и аудиторскими компаниями. При этом ввиду независимости адвокатских бюро и аудиторских компаний от ФНС России степень защиты информации выше, чем устанавливает законопроект, независимость от ФНС России также не провоцирует выстраивание «проналогового» подхода.
Более того, объединение узкопрофильных консультантов, специализирующихся только (или преимущественно) в области налогообложения, не может обеспечить качественных услуг по налогообложению в крупных комплексных проектах, требующих вовлечение в проект специалистов иных областей, как это реализуется в крупных и средних юридических и консалтинговых фирмах, адвокатских бюро.
Идея «выстраивания» под эгидой саморегулируемой организации, возможность вмешательства ФНС России и саморегулируемой организации в деятельность консультанта, необходимость уплаты членских взносов, в том числе за чужие возможные ошибки, наиболее вероятно отпугнут многих крупных участников рынка услуг в сфере налогообложения. Более того, некоммерческие организации вообще сложно встраиваются в схему налогового консультирования, предлагаемую законопроектом.
Что касается налоговых консультантов с наиболее доступными ценовыми предложениями, то необходимость оплаты членских взносов, сдачи экзамена и повышения квалификации (в случае значительности сумм), вероятно, также отпугнет многих консультантов в целях сохранения ценовой политики.
Основное влияние закон в случае его принятия в текущем виде должен оказать на консультантов, специализирующихся на предоставлении услуг мелкому и в некоторых случаях среднему бизнесу.
Резюмируя анализ законопроекта, необходимо отметить, что его текущая редакция посвящена в основном регулированию взаимоотношений между налоговыми консультантами (налоговыми консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. Взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (налоговой консультацией) — фактически цель регулирования деятельности налоговых консультантов — отражены на уровне принципов и общих норм, которые подлежат раскрытию в иных нормативных актах. Подобная структура и содержание документа представляются не вполне соответствующими основным целям, отраженным в пояснительной записке к законопроекту: повышению общего уровня правовой и экономической грамотности налогоплательщиков и качественному улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Законопроект в текущей редакции, по сути, подразумевает создание новой отрасли законодательства, посвященной регулированию деятельности по налоговому консультированию, с большим количеством подзаконных нормативных актов. В таком законе население и малый бизнес вряд ли найдут источник своей защиты.