December
2014
О Федеральном законе № 308 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
22 октября 2014 года подписан и вступил в силу Федеральный закон № 308 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 308), который внес изменения в порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Закон 308 отменил действовавший с 2011 года особый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ, и вернул общие поводы для возбуждения уголовных дел по данным преступлениям.
Вместе с этим, данный закон несколько ограничил права органов дознания, к которым относятся и органы внутренних дел. В частности, Закон № 308 исключил:
— возможность проведения неотложных следственных действий органами дознания в отношении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ;
— возможность дознавателей с согласия прокурора прекращать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.1 УК РФ.
Данные изменения фактически означают невозможность возбуждения и прекращения уголовных дел по соответствующим налоговым составам преступлений органами внутренних дел.
Однако данные изменения, а также изменения, вступившие в силу с 01.01.2011, о передаче полномочий по предварительному расследованию Следственному комитету Российской Федерации, формально не исключают возможность органов внутренних дел не только совершать оперативно-розыскные и следственные действия по поручению Следственного комитета Российской Федерации, но и ввиду недостаточной конкретизации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществлять проверку сообщений о преступлении, поступивших к ним, в том числе истребовать документы, получать объяснения, проводить осмотр, осуществлять снятие информации с технических каналов связи и т.д.
Фактическое действие нового порядка возбуждения уголовных дел сможет показать только практика.
Вместе с этим, уже сейчас очевидна масштабность изменений, внесенных Законом № 308: кроме того, что теперь можно возбуждать уголовные дела за преступления до десятилетней давности, что являлось одной из основных причин введения Закона № 308, практически безгранично расширен круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела, расширен перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела, расширен перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел, поставлен под вопрос механизм освобождения от уголовного преследования при уплате суммы недоимки, пеней и штрафов.
Более того, если налоговые проверки теперь будут проводиться не до, а после возбуждения уголовных дел, то возможно придание жизни ныне практически бездействующему пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами.