December
2014
Офшоры станут дальше
Осенью в Госдуму РФ внесена одна из ключевых антиофшорных законодательных инициатив – проект Федерального закона № 630365-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее – Законопроект № 630365-6), призванный сделать невыгодным использование офшоров для целей налогового планирования. Законопроект № 630365-6 предусматривает следующие подходы к налогообложению офшорных и «транзитных» аффилированных компаний, а также структур без образования юридического лица (трастов, фондов, иных форм коллективных инвестиций или доверительного управления).
1. Признание российскими налогоплательщиками нераспределенной прибыли своих «контролируемых иностранных компаний» в качестве дохода, подлежащего налогообложению. При этом «контролируемой иностранной компанией» будет считаться иностранная организация или структура без образования юридического лица:
- не являющаяся российским налоговым резидентом;
- зарегистрированная в стране, не входящей в «белый список» Минфина России;
- контролируемая российскими налоговыми резидентами.
Установлен переходный период в части определения размера доли владения иностранной компанией для признания лица «контролирующим».
2. Признание иностранной организации российским налоговым резидентом, обязанным исчислять и уплачивать налоги согласно российскому законодательству. Ключевой критерий «налогового резидентства» – фактическое управление организацией производится с территории РФ.
Для возможности применения положения соглашения об избежании двойного налогообложения российская организация при выплате дохода иностранному контрагенту должна убедиться, что тот имеет фактическое право на получение дохода и определяет его экономическую судьбу.
Для физических лиц Законопроект № 630365-6 предполагает обязанность уведомления налогового органа об участии в иностранных компаниях, если размер такого участия превышает 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица.
Законопроект № 630365-6 предусматривает налогообложение опосредованной продажи недвижимого имущества, лишая лицо возможности избежать уплаты налога путем продажи недвижимого имущества с двумя корпоративными оболочками (в данном случае речь идет о ситуации продажи организации, владеющей другой организацией, являющейся собственником недвижимого имущества).
Позитивным нововведением является введение различных вариантов безналогового возврата денег из офшоров при условии корректного структурирования. Например, за счет имущества, полученного безвозмездно российской организацией от своего иностранного участника (акционера), владеющего более 50% капитала и не зарегистрированного в одной из стран, входящей в «черный список» офшоров Минфина России.
Также при этом должно быть соблюдено дополнительное условие: полученное имущество не будет передано третьим лицам в течение одного года. Принятие Законопроекта № 630365-6, однако, не означает конца эпохи офшоров. Последние и дальше будут использоваться для неналоговых целей. В связи с этим бизнесменам стоит задуматься об анализе существующих холдинговых, финансовых, торговых структур, а также структур личного капитала на предмет соответствия антиофшорному законодательству, чтобы по прежнему использовать преимущества офшоров, либо отказаться от них вовсе.