September
2015
Overview of changes to legislation in July-August 2015
VEGAS LEX_Бизнес России_Обзор законодательства июль-август 2015_09-10.2015
Download fileFile added | 22.09.2015 |
Presentation | .pdf (244 Кб) |
Новый закон о ГЧП
Название: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О чем: Закон регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и исполнением соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерствах (далее – ГЧП и МЧП), устанавливает полномочия публично-правовых образований, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах ГЧП и МЧП. Закон вводит право частной собственности на объект соглашения, ограничения по субъектному составу со стороны частного партнера, механизм "прямого соглашения" в практику реализации ГЧП и МЧП-проектов, устанавливает закрытый перечень объектов соглашения, регламентирует порядок как частной, так и публичной инициативы заключения соглашений, предусматривает возможность проведения совместных конкурсов, а также введение иных новелл в практику ГЧП и МЧП-проектов.
В соответствии с Законом концессионные соглашения выведены из-под его регулирования. Они по-прежнему регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Реализация ГЧП и МЧП-проектов будет возможна со дня вступления Закона в силу, а именно с 1 января 2016 года. При этом субъекты РФ обязаны привести свои региональные законы о ГЧП в соответствие с федеральным законом до 1 июля 2016 года.
Кому интересно: органам государственной власти и местного самоуправления, юридическим лицам, участвующим в инвестиционных проектах и проектах по созданию инфраструктурных объектов.
Вступает в силу: 1 января 2016 года.
Признание работодателя банкротом
Название: Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О чем: Работникам, в том числе бывшим, предоставлено право на подачу заявления о признании работодателя несостоятельным (банкротом). Их требования могут быть основаны на неисполнении работодателем обязательств по оплате труда, а также выплате выходных пособий при условии, что задержка по таким платежам составляет более трех месяцев. Право на обращение в арбитражный суд возникает у работника (бывшего работника) с даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании с должника-работодателя денежных средств. Закон не устанавливает ограничений по количеству работников-кредиторов, однако совокупная сумма требований к работодателю-должнику должна составлять не менее 300 000 руб. (для субъектов естественных монополий и стратегических предприятий – не менее 1 000 000 руб.).
Заявление о признании работодателя банкротом подается в порядке, предусмотренном для конкурсных кредиторов. Однако статус работника не приравнен полностью к статусу конкурсного кредитора: он не может участвовать в собрании кредиторов, в процедуре заключения мирового соглашения и проч. Вместе с тем работник вправе инициировать процесс привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Введен институт собрания работников, целью которого является избрание представителя работников должника для участия в собраниях кредиторов (без права голоса), осуществления иных полномочий.
Кому интересно: физическим и юридическим лицам.
Вступает в силу: 29 сентября 2015года, за исключением пунктов 39, 43 и 45 статьи 2, которые вступили в силу с 30 июня 2015 года.
Ответственность за причиненный вред государству
Название: Федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О чём: Законом вводится административная ответственность за действия:
-
повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, и
-
причинившие существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства (в каждом конкретном случае существенность причиненного вреда будет определяться судом).
За совершение данных действий предусмотрены достаточно строгие меры ответственности:
-
для должностных лиц и ИП – штраф в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей или дисквалификация на срок до двух лет;
-
для юридических лиц – штраф в размер от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 300 000 рублей.
Кроме того, законом расширен круг лиц, признаваемых должностными лицами для целей Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, к ним теперь также относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в:
-
государственных компаниях;
-
государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
-
акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Кому интересно: государственным и муниципальным заказчикам, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в государственных и муниципальных закупках.
Вступил в силу: 24 июля 2015 года.
Кому запрещено участвовать в госзакупках?
Название: Федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О чём: Законом запрещается участие в государственных закупках юридическим лицам, зарегистрированным в государстве или на территории, включенной в утвержденный в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц (оффшорная компания). В настоящий момент в указанный список включено 40 государств, в том числе Британские Виргинские острова, Гонконг, Лихтенштейн, ОАЭ.
В соответствии с поправками юридические лица, зарегистрированные в указанных государствах, не могут быть аккредитованы на электронных площадках и, следовательно, не вправе участвовать в электронных аукционах. При проведении закупочных процедур в иных формах они не могут быть допущены к участию в закупке.
Кому интересно: государственным и муниципальным заказчикам, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в государственных и муниципальных закупках.
Вступил в силу: 13 августа 2015 года.
"Право на забвение"
Название закона: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
О чем: Закон, устанавливающий так называемое "право на забвение", предоставляет гражданам право требовать от оператора поисковой системы в сети "Интернет" прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации о данном гражданине. Законом предусмотрено, что оператор поисковой системы, в случае отказа в удовлетворении рассматриваемого заявления гражданина, обязан мотивировать свой отказ, который может быть обжалован гражданином в судебном порядке. Оператор поисковой системы не вправе раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с рассматриваемым требованием.
Законом также вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Так, иски об удалении ссылок из поисковой выдачи в сети "Интернет" и (или) ограничении доступа к информационным ресурсам могут предъявляться не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в суд по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, либо по месту жительства истца.
Кому интересно: руководителям, сотрудникам ИТ-компаний, администраторам доменных имен, юристам.
Вступает в силу: 1 января 2016 года.