October
2015
От концессии до ГЧП
Сollective of authors, VEGAS LEX
Зусман_ГЧП-журнал_От концессии до ГЧП_09.2015
Download fileFile added | 06.10.2015 |
Presentation | .pdf (504 Кб) |
От концессии до ГЧП
13 июля 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". До принятия закона на федеральном уровне заключались в основном концессионные соглашения и соглашения с участием ГК "Автодор" в иных формах. Что касается региональных практик, то все зависело от политической воли в регионе, т.к. региональные ГЧП-законы были приняты в абсолютном большинстве субъектов РФ. Распространенным явлением была практика переквалификации заключенных ГЧП-соглашений в госконтракты. Поэтому некоторые субъекты РФ опасались заключать ГЧП-соглашения, предпочитая им госконтракт и концессию.
Много лет все инфраструктурное сообщество страны ждало принятия ГЧП-закона, списывая все мыслимые и немыслимые причины неразвитости ГЧП-инструментов именно на его отсутствие.
Теперь закон принят. И все же количество недовольных не уменьшилось. Сразу нашлись те, кто заявил, что теперь в России возможна реализация ГЧП только в форме концессионных соглашений, а все остальные формы и идеи обречены на вымирание, потому, что принят плохой закон о ГЧП.
Выходит, лучше бы и не пытались? Бесспорно, нет. ГЧП-закон - важный шаг в развитии государственно-частного партнерства в стране. И в целом он разработан с учетом мнений многих участников ГЧП.
Завышенные ожидания
Чего же ожидали от ГЧП-закона? Ответ на этот вопрос напрямую связан с тем, о чьих интересах идет речь. Как минимум было несколько категорий "бенефициаров" ГЧП-закона, каждый со своими ожиданиями. Приведем некоторые из них.
Российская Федерация преследовала цели:
-
развития рынка ГЧП-проектов;
-
создания единой нормативной базы ГЧП для всей страны;
-
повышения интереса инвесторов и финансирующих организаций к ГЧП.
Регионы и муниципалитеты рассчитывали, что:
-
ГЧП-закон определит полномочия субъектов РФ и муниципалитетов в сфере ГЧП, в частности предоставит им возможности по отдельным тендерным процедурам (не госзаказ) отыгрывать конкурсы и заключать ГЧП-соглашения;
-
ГЧП-закон определит понятие "государственно-частное партнерство";
-
ГЧП-закон опишет возможные формы ГЧП;
-
в ГЧП-законе будут предусмотрены механизмы финансирования (поддержки) региональных проектов Российской Федерацией и муниципальных проектов субъектами РФ;
-
ГЧП-закон опишет права и обязанности публичного и частного партнеров (иными словами, определит, какие положения должно включать в себя соглашение о ГЧП); и, наконец,
-
ГЧП-закон позволит проводить нескольким публично-правовым образованиям совместные конкурсы и заключать совместные соглашения.
Инициаторы ГЧП-проектов ожидали, что:
-
из ГЧП-закона будет понятно, как (по какой процедуре) инвестор может инициировать ГЧП-проект;
-
инвестор сможет в ряде случаев заключать ГЧП-соглашения без конкурса;
-
правила заключения ГЧП-соглашений станут понятными, в том числе для банков, которые раньше отказывались финансировать ГЧП-проекты по региональному законодательству;
-
ГЧП-закон сделает возможным создание объектов соглашения в частную собственность;
-
гарантии инвесторам будут расширены, в том числе в случае изменения законодательства;
-
список объектов, в отношении которых можно заключить ГЧП-соглашение, будет более широким, чем по концессии. В идеале он будет открытым;
-
появится единое понимание ГЧП – больше не придется рассказывать органам власти различного уровня, что такое ГЧП.
Банки ожидали при принятии закона, что:
-
в ГЧП-законе будут закреплены гарантии в отношении финансирующих организаций в объеме не меньшем, чем в концессионном законе;
-
ГЧП-закон создаст единую терминологическую базу ГЧП, определит формы ГЧП, повысив тем самым юридическую технику заключения ГЧП-соглашений;
-
в то же время ГЧП-закон оставит возможности для гибкого структурирования проектов ГЧП на местах;
-
ГЧП-закон в совокупности будет, с одной стороны, рамочным, с другой стороны, достаточно конкретным и позволит структурировать проекты настолько понятно и логично, чтобы банки смогли предложить лучшие условия финансирования (к вопросу о пресловутой банкабильности).
Очевидно, что при таком количестве разных интересантов (приведены лишь несколько основных категорий) и различий в их интересах ГЧП-закон в принципе не может оправдать сразу все ожидания.
На рисунке ниже приведена матрица учета интересов ключевых бенефициаров по 224-ФЗ:
Бенефициар |
Интерес |
Учтен |
Не учтен |
Российская Федерация |
Развитие рынка ГЧП-проектов |
✔ |
|
Создание единой нормативной базы ГЧП для всей страны |
|
✔ Концессия, хоть и является формой ГЧП, регулируется обособленно |
|
Повышение интереса инвесторов и финансирующих организаций к ГЧП |
✔ |
|
|
Регионы и муниципалитеты |
Определение полномочий субъектов РФ и муниципалитетов в сфере ГЧП, возможность по отдельным тендерным процедурам (не госзаказ) отыгрывать конкурсы и заключать ГЧП-соглашения |
✔ |
|
Определение понятия ГЧП |
✔ |
|
|
Описание форм ГЧП |
|
✔ |
|
Наличие механизмов финансирования (поддержки) региональных проектов Российской Федерацией и муниципальных проектов субъектами РФ |
|
✔ |
|
Описание прав и обязанностей публичного и частного партнеров |
✔ Не в виде отдельных статей, а в ст. 12 – обязанности по СГЧП (СМЧП)[1] |
|
|
Совместные конкурсы |
✔ |
|
|
Совместные соглашения |
|
✔ Каждый публичный партнер заключает соглашение с победителем |
|
Инициаторы ГЧП-проектов |
Процедура инициирования инвестором ГЧП-проекта |
✔ |
|
Возможность в ряде случаев заключать ГЧП-соглашения без конкурса |
✔
|
|
|
Правила заключения ГЧП-соглашений станут понятными, в том числе для банков, которые раньше отказывались финансировать ГЧП-проекты по региональному законодательству |
|
✔
|
|
Возможность создавать объекты соглашения в частную собственность |
✔
|
|
|
Широкие гарантии инвесторам, в том числе в случае изменения законодательства |
✔
|
|
|
Список объектов, в отношении которых можно заключить ГЧП-соглашение, более широкий, чем по концессии |
✔ Список объектов отличается от 115-ФЗ[2]. Но однозначно сказать, что он шире, нельзя |
✔
|
|
Открытый перечень объектов ГЧП |
|
✔ |
|
Единое понимание ГЧП |
|
✔ |
|
Банки |
Гарантии в отношении финансирующих организаций в объеме не меньшем, чем в концессионном законе |
✔
|
|
ГЧП-закон создаст единую терминологическую базу ГЧП, определит формы ГЧП, повысив тем самым юридическую технику заключения ГЧП-соглашений |
|
✔
|
|
ГЧП-закон оставит возможности для гибкого структурирования проектов ГЧП на местах |
✔ На сегодняшний день, не имея всей подзаконной базы, оценить гибкость невозможно. |
✔
|
|
ГЧП-закон позволит структурировать проекты настолько понятно и логично, чтобы банки смогли предложить лучшие условия финансирования |
|
✔
|
Как видно из приведенной таблицы, в интересах каждой из категории бенефициаров в законе удалость добиться определенного прогресса. Для дальнейшей настройки закона и оттачивания его положений потребуется время. Пример с концессионным законодательством свидетельствует о том, что самый эффективный способ корректировки законодательства – включение в него положений (или, наоборот, исключение положений) на основе практики. На самом деле главная цель закона на сегодняшний день – дать новый старт неконцессионным формам ГЧП.
О хорошем (что удалось сделать)
Принятие Закона о ГЧП – важный шаг в развитии ГЧП в России. Когда есть материал, с ним можно дальше работать и его совершенствовать. Пока закона не было, часто высказывалась позиция, что наличие пусть несовершенного закона лучше, чем вакуум.
Сегодня закон принят, скоро его положения вступят в силу. Возникает вопрос: рамочный ли это закон или закон прямого действия?
Закон получился точно не рамочным. Ряд его норм может применяться напрямую, например, нормы об условиях соглашения о ГЧП. Другие нормы конкретизируются подзаконными НПА, которые планируется разработать до его вступления в силу (например, контроль публичного партнера). Ввиду принятой конструкции закона полностью оценивать его потенциал и влияние на рынок ГЧП будет можно после принятия всех предусмотренных подзаконных нормативных правовых актов.
Из позитивных нововведений закона можно отметить следующие:
-
введение процедур инициирования проекта не только частным, но и публичным партнером;
-
расширенные положения о прямых соглашениях (по сравнению с 115-ФЗ);
-
создание уполномоченных органов в сфере ГЧП;
-
право частной собственности на объект СГЧП- и СМЧП;
-
совместное проведение конкурсов несколькими публично-правовыми образованиями;
-
установление требований к содержанию соглашения;
-
предусмотрено установление порядка контроля публичного партнера за исполнением частным партнером соглашения;
-
выведение концессионных соглашений из-под регулирования ГЧП-закона.
Несложный выбор
И все же, спросите вы, что выбрать: ГЧП или концессию? И у той и у другой формы ГЧП в условиях действующего правового поля есть свои плюсы и минусы.
Если концессия устраивает как формат взаимоотношений государства и бизнеса (в том числе возникновение права государственной собственности на объект) и возможна в отношении планируемого к созданию объекта, то в ближайший год стоит выбирать концессию. У этой формы есть недостатки, но имеется одно неоспоримое преимущество: концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По концессиям наработана практика, то есть и инвесторы, и государственная власть начали привыкать к этой форме взаимодействия. Кроме того, в интересах развития этой формы неоднократно принимались поправки к отраслевому законодательству: бюджетное, транспортное, ЖКХ и т. п.
Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера. Например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).
В то же время есть перечень объектов, в отношении которых невозможно заключение концессионного соглашения. И, напротив, они могут быть объектами СГЧП/СМЧП. К ним относятся:
-
частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог;
-
воздушные суда;
-
подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
-
специализированные порты, объекты их инфраструктур;
-
стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
-
мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем.
Если вы хотите, чтобы объектом соглашения были один или несколько таких объектов, следует выбрать ГЧП-/МЧП-соглашение.
Концессия станет единственно верным выбором в отношении объектов, не попавших в список возможных объектов соглашения о СГЧП (СМЧП):
-
государственные автомобильные дороги;
-
метрополитен;
-
объекты ЖКХ;
-
объекты, отнесенные к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения.
В любом случае, выбирая ГЧП (МЧП) как форму сотрудничества, нужно помнить, что, несмотря на то что закон о ГЧП основывается на достижениях 115-ФЗ, он еще не только не обкатан на практике, но и не начал применяться. Поэтому в ближайшем будущем концессия точно будет более широко используемым форматом взаимодействия. С течением времени ГЧП-закон может не только по применимости сравняться с концессией, но количество неконцессионных проектов может быть значительно больше, чем количество концессионных. Для этого и принимался ГЧП-закон. Частная собственность, частная инициатива и другой перечень объектов должны в будущем привести к другим ГЧП-проектам. Поэтому время покажет, как будут развиваться концессия и ГЧП. Но для любой формы ГЧП даже 10-летний период существования (в этом году концессия празднует свой 10-летний юбилей) – детский возраст. Итоги можно будет подводить лет через 40.
[1] Соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП); соглашения о муниципально-частном партнерстве (СМЧП).
[2] Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях".